В Сургуте в этом зимнем сезоне изменился подход к уборке улиц от снега. Впервые о необходимости перемен заговорили весной. После прошлого сезона, когда у жителей было много вопросов и жалоб по поводу содержания дорог и тротуаров, власти решили трансформировать систему оценки и оплаты труда подрядчиков. Теперь последние обязаны содержать вверенные территории в порядке, который был определен в мэрии еще до снегопадов и подкреплен фотографиями, а не отчитываться по количеству спецтехники, вышедшей на дороги. Впрочем, на стороне подрядчиков в этом году и погода, во всяком случае, пока – на данный момент снега с улиц вывезли на четверть меньше, чем за аналогичный период 2021-2022 годов.
Власти изучили статистику и резюмировали – жалоб от сургутян на качество работ стало кратно меньше. Впрочем, ситуации, когда всем все нравится, пожалуй, достичь невозможно. Обращения, поводом к которым является НЕуборка или НЕвывоз снега, все же присутствуют. Чаще всего причиной сообщений становятся тротуары и внутриквартальные проезды.
Ситуации стараются держать на контроле и реагировать максимально быстро, насколько возможно. Кто проверяет улицы и указывает подрядчикам, на каких участках нужно поработать чуть тщательнее.
Сургутяне стали меньше жаловаться на качество уборки снега на улицах – к такому выводу, проанализировав количество обращений, пришли специалисты городского хозяйства. Как рассказали сами жители в опросе, который провела наша съемочная группа, в сравнении с прошлым годом ездить и ходить по дорогам и тротуарам в зимнее время года действительно стало комфортнее.
Если говорить о случаях падения на льду, то, по данным сургутской травматологической больницы, количество таких инцидентов тоже снизилось. С начала этого года из-за гололеда пострадали более 280 взрослых и 188 детей. Для сравнения: за аналогичный период 22-го травмы получили 724 человека, 250 из которых – юные горожане. К слову, именно на очистку тротуаров, где чаще всего и происходят падения, и фиксируют в этом году наибольшее количество жалоб.
«Жалуются жители на зимнюю скользкость на тротуарах и подходы к пешеходным переходам – очищены некачественно. Идет большой слой уплотненного снега, ну и также, конечно же, складированный снег. Подрядные организации устраняют свои замечания. Если не устраняют замечания, то тогда идет снятие объемов работ», – рассказала заместитель директора департамента городского хозяйства Сургута Анна Коршунова.
Снятие объемов работ сказывается на оплате оказанных услуг. Это одно из нововведений этого сезона. Напомним, с этой зимы власти муниципалитета внесли поправки в регламент по очистке улично-дорожной сети. Подрядчики теперь обязаны содержать вверенные территории в определенном мэрией порядке, а не отчитываться по количеству спецтехники, вышедшей на дороги. О смене подхода к оценке работы подрядчиков впервые глава Сургута Андрей Филатов сообщил еще весной прошлого года: «Ранее содержание дорог по договорам представляло из себя частоту проезда по дорогам с метелкой, сейчас мы кардинально меняем этот подход. Будет контракт к содержанию дороги в виде ее состояния. Как вы это делаете, нас мало интересует – один раз убираете, вообще не убираете. У вас есть дорога, есть ее состояние, вот оно должно быть в таком виде организовано».
Автомобильная это магистраль, внутриквартальная или пешеходный тротуар – требования и подход едины ко всем типам дорог. Должно быть чисто и точка. Представители департамента городского хозяйства, дирекции дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса ежедневно обследуют улицы. Подрядчики в свою очередь стараются оперативно устранять нарушения, если те находят, чтобы не платить штрафы. Что касается тротуаров, на содержание которых чаще всего и поступают жалобы, на их очистку в этом году заключено два контракта. Один из них, самый крупный – на 42 миллиона рублей – с индивидуальным предпринимателем. В зоне ответственности «ИП Ружевич» почти три четверти пешеходных зон города. Логично, что именно в адрес этого исполнителя чаще всего и поступают жалобы на качество уборки снега. Представитель подрядчика рассказал, что все работы выполняются в срок, а выявленные недочеты устраняют в течение рабочего дня.
«Выпал снег, мы пускаем щеточную технику, они прошли, образовался накат. Потом пускаем песко-разбрасывательную технику. И у нас все по плану, сегодня запланировали накат убирать с улицы Ленина. Соответственно, образуются места складирования, которые мы постараемся сегодня ночью вывести. Потом пройдет песко-разбрасывательная техника», – объяснил начальник участка подрядной организации Александр Сторожик.
Собранный снег регулярно вывозят на специальные полигоны. Их в нашем городе шесть. Они с нагрузкой пока справляются. Например, как рассказали на площадке на улице Аэрофлотской, работа идет в штатном режиме. В сутки сюда самосвалы делают порядка шестисот рейсов. Есть своего рода две очереди, в которые выстраиваются машины с осадками.
«На сегодняшний день мы уже приняли 500 с лишним тысяч уже на этот период, а в том году наш полигон принял миллион с лишним за весь сезон. Но еще три месяца. В прошлом году было больше снега. Но здесь просто задержка была в начале, октябрь-ноябрь. А сейчас снега очень много», – подчеркнул заместитель директора ООО «Дорстройиндустрия» Владимир Пахомов.
В этом году уже вывезли 865 тысяч кубометров снега с дорог Сургута, еще 625 тысяч кубов – из дворов. В сумме это примерно на четверть меньше, чем на аналогичную дату в 2022-м. Вероятно, помощь погоды, а также новый подход к механизму работы подрядчиков, которые содержат дороги и тротуары, позволяют поддерживать улицы города в состоянии, когда можно и пройти, и проехать, не увязая в куче снега.