Одна из самых востребованных профессий в стране. В Югре работают более 17 тысяч педагогов, они обучают около 230 тысяч детей. Преподаватели в первую очередь выполняют миссию по воспитанию подрастающего поколения. Их заслуга – ученики, которые добиваются успехов на конкурсах и олимпиадах различного уровня. Кроме того, от учителей зависит развитие ни много ни мало каждого города, региона и страны в целом. Как отмечают власти нашего округа, важно, чтобы в школы приходили молодые специалисты, которые будут закладывать мотивацию, знания и полезные навыки. Это творческие люди, развивающие детей и готовые к диалогу с воспитанниками. Учитывая темпы строительства образовательных организаций, которые набрала сегодня Югра, в эту сферу требуется все больше специалистов.
В Ханты-Мансийском автономном округе работают четыре вуза с педагогическими специальностями. Два из них находятся в Сургуте. Для повышения престижа учительской профессии в округе реализуют новые программы и проекты.
«В соответствии с поручениями и указами президента повышаются и уровень оплаты труда, вводятся специальные выплаты в связи с участием и победами во всероссийских конкурсах. Особая программа – это «Земский учитель» для привлечения специалистов, которые работают в сельской местности. Что очень важно, с этого года северные надбавки могут получать педагоги с первого дня работы на Севере», – отметила заместитель губернатора Югры Елена Шумакова.
В Сургутском государственном педагогическом университете самые популярные направления – физическая культура и спорт, дефектология, иностранные языки, а также история, русский и литература. Согласно статистике, более 80 процентов выпускников данного вуза работают в школах региона по специальности. На данный момент большие усилия прикладывают для того, чтобы когорта учителей пополнялась кадрами. Для этого работает система психолого-педагогических классов в образовательных учреждениях, которая будет расширяться в округе. Для совершенствования в системе образования также появляются новшества.
«Что касается подготовки учителей, конечно, на сегодняшний день она стала уже в большей степени практико-ориентированной. Практика занимает треть, если не больше, времени периода обучения. Мы развиваем технологии, связанные с деятельностным подходом к обучению, когда будущие педагоги познают профессию через непосредственную деятельность. Это наиболее эффективный способ взамен старого лекционного, когда студенты были элементарными слушателями лекций. Сегодня этого уже давно нет», – прокомментировал ректор СурГПУ Владислав Засыпкин.
К слову, в Югре 654 педагогических династии. Степан Чертыковцев как раз из такой. Последние три поколения в его семье – преподаватели. Бабушки были учителями с большим стажем, одна из них даже является заслуженным педагогом России. Родители также имеют высшее музыкально-педагогическое образование. Степан решил пойти по стопам родных. Профессия учитель – это продолжение традиций, которыми, как и самой работой, парень вдохновился: «Это как-то вдохновило, так и замотивировало. Ведь педагоги – это круто. Преподавать – это тоже замечательно. Поэтому я сейчас на пути становления. Я хочу это делать. У меня есть невероятное желание делать, преподавать, учить. Поскорее бы началась практика, которая у нас начинается во второй половине 3 курса».
В целом в Сургуте, как и во всем округе, все базовые педагогические направления подготовки актуальны и востребованы. На данный момент в школах есть потребность в учителях математики, физики, биологии и географии.