Специалисты «Сургутских городских электрических сетей» завершают облицовку надземного участка тепловывода, обеспечивающего коммунальными ресурсами едва ли не треть муниципалитета.
Стоит напомнить, почему этой теме мы время от времени уделяем внимание. СГЭС – это частная распределительная сетевая компания. Помимо электрохозяйства, занимается теплоэнергетикой. Надземный фрагмент крупного трубопровода начинается от пересечения Мира и Маяковского и заканчивается у перекрестка проспекта Пролетарского с улицей Геологической. Это часть стратегической коммунальной артерии, по которой теплоноситель идет к жилым, социальным и промышленным строениям восточной части Сургута.
Эту магистраль неоднократно призывали спрятать, туда, куда ей и положено – под землю, дабы не портить внешний облик города. Подобные заявления, кстати, звучат до сих пор. Компромиссом стало решение собственника облагородить трубы современными декоративными панелями и подсветить их. Сделав таким образом, вклад в архитектурное и световое оформление Сургута. Инвестирует исключительно владелец инфраструктурного объекта – «СГЭС». А итоговая сумма затрат будет выше ста миллионов рублей.
Что сделали за уходящий строительный сезон, какие объемы оставили на будущий год и почему обновленные пешеходные переходы через трубопровод нужно реконструировать?
О том, что компания «СГЭС» возьмет на себя затраты по эстетическому оформлению своего трубопровода на проспектах Мира и Пролетарском, стало известно в прошлом году. Впервые иллюминацию зажгли еще той осенью, а полгода спустя главный редактор «Сургут 24» Дарья Давыдова и глава муниципалитета Андрей Филатов еще раз вернулись к этой теме.
«Строительство за счет денег только инвестора, город никакого отношения к этому не имеет в связи с тем, что это объект собственности, инвестор приводит его в надлежащее состояние. И да, если говорить о другой стороне вопроса, он мог бы, вправе, никаких иных методов уговоров, воздействий, абсолютно нет. Это его собственность. И он в техническом состоянии содержит, а, увы, эстетическое у нас не является обязательным», – отметил Андрей Филатов.
На эти трубы не единожды кивали горожане, когда власти заводили речь о благоустройстве. Еще 20 лет назад, когда Университетской улицы не существовало, а Мира – на участке от Маяковского до 30 лет Победы – застраивался, дорога из плит служила, скорее, подспорьем, а не основным путем для автомобилистов, как и Пролетарский, движение по которому было чуть активнее. Сегодня эстетика – одно из требований для комфортной жизни. В прошлом году специалисты «СГЭС» облагородили трубопровод на километровом участке – от Геологической до Университетской.
«По первому этапу затраты уже по факту составили 52 миллиона рублей – больше, чем планировалось, плановая цифра по второму этапу – в пределах 35», – рассказал заместитель главного инженера по теплоснабжению «Сургутских городских электрических сетей» Алекснадр Марченков.
Второй этап благоустройства теплотрассы от Университетской до 30 лет Победы начали в конце мая. И принцип оформления «световых коробов» жалюзийного типа остался прежним. Материал – полимерный, обладает климатической стойкостью. Декоративная обшивка и украшает проезжую часть, и служит защитным ограждением.
«Выполнены работы на 90 %. Выполнен полностью монтаж архитектурного ограждения. Выполнен монтаж укладки электросетевого оборудования. Смонтированы пешеходные переходы. Получается, осталось выполнить устройство монтажа парапетов, выполнить устройство монтажа элементов ограждения освещения», – объяснил начальник цеха № 7 по теплоснабжению ООО «СГЭС» Павел Холопов.
Материалы для строительства защитно-архитектурного ограждения второй очереди энергетики закупили заранее, до введения санкций и повышения цен. Сейчас специалисты готовятся в тестовом режиме запустить подсветку на объекте.
«Почему важно для города, я думаю, комментировать абсолютно не надо. А вот то, что мы защищаем довольно важный объект теплоснабжения, в данном случае западную часть, где проживает 100 тысяч людей. Реализация первого этапа в том году показала абсолютную его незаменимость. На данный момент уже было зафиксировано 7 наездов автотранспорта», – добавил Александр Марченков.
В сентябре прошлого года автомобилист у перекрестка с Геологической улицей влетел в только-только смонтированный короб, после ДТП с места скрылся. Виновника позднее нашли. Ограждение тогда выполнило свою защитную функцию. Трубопровод не пострадал. На перекрестке улицы Университетской и проспекта Пролетарского аварии тоже не редкость. Впрочем, в этом году происшествий, в которых пострадали либо погибли люди, не зафиксировано.
«Если взять анализ данного участка, от 30 лет Победы до улицы Геологической, то у нас в этом году зарегистрировано 7 ДТП, в прошлый период – также 7. Но при этом в этом году у нас 7 человек получили ранения, прошлый период – 8. По категориям поделилось таким образом, что у нас 3 ДТП в этом году на протяженном участке – это наезды на пешеходов, 1 ДТП – наезд на велосипедиста, 2 наезда на препятствие и 1 столкновение», – прокомментировал начальник ОГИБДД УМВД России по Сургуту Олег Левин.
Все ДТП не связаны с архитектурно-художественной подсветкой. Водители ни разу не жаловались на то, что оформление слепит. Скорее, наоборот, мягкие, скрытые под жалюзи лампы добавляют в темное время суток дороге яркости, а значит, способствуют наибольшему обзору и безопасности движения. А вот пешеходные переходы над трубопроводами нужно переделывать.
«По проекту установлены декоративные ограждения данных пандусов для пешеходов, возникла проблема небольшая в плане того, что пешеходов не видно. Но на последней комиссии по БДД и на рабочих встречах при департаменте ЖКХ и дорогам города Сургута было принято решение – сейчас произведут демонтаж частично, а далее пересмотрят проект и внесут изменения и реконструируют», – подчеркнул Олег Левин.
«При завершении работ стало очевидным, что в части этого художественного оформления ограничивается видимость пешеходов со стороны водителей автотранспорта. Поэтому было предложение по изменению конструкции в части данной обрешетки. Верхняя часть будет срезана до конца следующей недели. Остальные элементы для обеспечения безопасности пешеходов, они предусмотрены и реализованы. Это и лежачие полицейские, и освещение, и соответствующие дорожные знаки», – прокомментировал директор департамента архитектуры и градостроительства Сургута Александр Коновалов.
В целом горожане позитивно реагируют на обновление тепломагистрали. Да и любое дополнительное световое решение украшает улицы, создает настроение. Для Сургута, где рано темнеет, начиная с осени, это, безусловно, актуально.
«Мы занимались работой, перепиской, работой по приведению теплотрассы, где у нас перинатальный центр, но я не скажу, что победили, но наконец-то ее закрывают некими конструкциями. Но я думаю, такой наказ 7 созыву – нужно все-таки дожать вопрос, ее нужно убрать с улицы Мира, ее нужно убрать в землю. Несмотря на все заверения владельцев, что это очень дорого и так далее», – отметил депутат думы Сургута шестого созыва Виктор Пономарев.
Виктор Пономарев планомерно добивался реакции владельцев трубопровода на собственные заявления. И решение, принятое собственниками коммунального объекта в 2021-м, наверняка продиктовано в том числе и позицией представителей депутатского корпуса. Впрочем, кардинально решить задачу и увести тепломагистраль под землю в «СГЭС» пока все же не готовы.
«Под землю убрать – это исчисляется затраты с нулями порядка девяти. То есть миллиарды, грубо говоря», – ответил Александр Марченков.
Общая сумма средств, которую в обновление инфраструктуры вложат «Сургутские городские электрические сети», превысит сто миллионов рублей. Итоговый счет распечатают в конце 2023-го. Тогда завершат монтаж светозащитного короба на проспекте Мира, на участке от 30 лет Победы до Маяковского. Этот пример инициативного благоустройства и создания комфортной среды в Сургуте, к слову, не единичен. Ежегодно градообразующее предприятие «Сургутнефтегаз» вкладывает в ремонт дорог десятки миллионов рублей. Бизнес-сообщество муниципалитета поддержало и идею подсветки автомобильной развязки у автовокзала. Оранжевую «подкову» украсили в 2021-м, а всю Аэрофлотскую с помощью декоративных панно преобразили уже в этом году.