Дом, вольеры для собак, теплица и баня. Сургутянка Елена Прожерина рассказывает: «На возведение всего вышеперечисленного на дачном участке в кооперативе «Автомобилист-1» ушло много лет и средств». Однако когда дело дошло до приватизации, вдруг выяснилось, что строилась женщина на чужой земле.
«В 19 году я решила наконец-то приватизировать свой участок, хотя он принадлежит мне с 2007 года. И отдала документы, тогда была председателем у нас Смирнова Виктория Сергеевна. Я ей отдала документы на приватизацию, вдруг выясняется, что по моему участку еще какой-то один владелец существует. Для меня это было, конечно, неожиданностью полной», – рассказала Елена Прожерина.
Как рассказывает председатель СНТ Виктория Смирнова, в 2019-м «Автомобилист-1» оказался на грани банкротства. Был назначен конкурсный управляющий, который поручил выдать собственникам справки на приватизацию. Документ получали жители только при отсутствии задолженностей и наличия чеков, подтверждающих оплату ресурсов.
«Мы стали бегать по всему кооперативу, всех, кого могли, предупреждали, просто насильно людей заставляли приватизировать участки, потому что после банкротства, как мне Плесовских сказал, никто из них не сможет приватизировать участки. Кого смогли уговорить, те приватизировали, а те, кто никогда не платил и не удосужились нам принести чеки оплаты, те остались без участков», – отметила Виктория Смирнова.
Однако, как уверяет Елена Прожерина, все необходимые платежи она вносила: «Оплачивала, за участок оплачивала, за электроэнергию оплачивала, все чеки есть. Сама Виктория Сергеевна мне позвонила, сказала, что у нас в кооперативе такое бедственное состояние предбанкротное, что собираем деньги, 5 тысяч, сказала, нужны за участок. Я и приехала, заплатила эти 5 тысяч, она мне выписала квитанцию и в то же время потом выясняется».
Вместе с тем, отмечают юристы, членство в кооперативе и оплата ресурсов сами по себе не являются основанием для установления собственности через Росреестр. Они важны, но есть и еще один значимый момент – владение землей в течение 15 лет и более. Идти с пакетом бумаг необходимо в суд.
«Надо разделять членство в кооперативе и право собственности на земельный участок. Будучи членом кооператива, вы не можете быть собственником, поскольку вы не подали в Росреестр либо через суд не установили вот это право собственности. Совершенно правильно она говорит: «Я являюсь членом кооператива». Это никто не оспаривает, я так полагаю, сам кооператив тоже не оспаривает, покуда получал денежные средства от человека. Вот эти все доказательства в совокупности одной большой позиции для признания права собственности, но только через суд, поскольку для Росреестра все эти доказательства незначительны», – прокомментировала руководитель юридической компании «Довгилова и партнеры» Ольга Довгилова.
На данный момент наша героиня подала документы в суд. Первое заседание состоится в марте. Установить на основании всех приведенных доказательств, кто же все-таки является собственником участка, теперь предстоит уполномоченному органу.