Строительство дорог в условиях вечной мерзлоты. Технологии отработаны, но сейчас дают сбой. Все дело в растеплении подземных грунтов. Это происходит как из-за глобальных климатических изменений, так и по причине развития городов, роста численности населения, развития инфраструктуры. Новая загородная магистраль уже через год может превратиться в волнообразную дорогу, а еще через несколько лет полностью разрушиться. На Ямале учатся противостоять этим вызовам и вводят в оборот экспериментальные технологии. Какие и когда реконструируют трассу Сургут – Салехард
Общая протяженность региональной сети дорог Ямала – почти полторы тысячи километров. Пятая часть – это участок Надым – Салехард – долгострой. Его возводят более 10 лет. Проезд открыли в декабре 2020-го, но фактически это до сих пор незавершенный объект строительства. Более половины магистрали еще имеет щебеночное покрытие. Однако и недавно заасфальтированные участки уже далеки от идеала. И причин тому две: деформация насыпи ввиду застоя и изменение грунтов. Вечная мерзлота оттаивает, основание проседает.
Растепление вечной мерзлоты – та проблема, над которой сейчас работают и ученые, и власти региона, и строители. Губернатор Ямала Дмитрий Артюхов на минувшем мероприятии-спутнике Конгресса молодых ученых объявил о создании своей лаборатории за более чем сто миллионов рублей. Это позволит решить проблему некачественных изысканий, которые делают недобросовестные подрядчики.
«Новая дорога отлично выглядит, все идеально, все лихачи ставят на ней рекорды скорости, проходит жаркое лето, холодная зима и на следующий сезон мы получаем какие-то морские волны. Очевидно, что все эти процессы растаивания, пучения, все на глазах, и там, где ты вчера положил стрелку спидометра, сегодня ты должен ехать километров 40, потому что иначе невозможно», – отметил Дмитрий Артюхов.
Сейчас в качестве эксперимента используют другую отсыпку, более мощную. Создаваемый запас такой подушки под дорогами, полагают специалисты, имеет меньшую теплопроводность, а значит позволяет сохранить под проезжей частью вечную мерзлоту.
«Мы рассчитываем, что новая дорога до райцентра ближайшего, она построена по новой технологии, пришлось переделывать, будем смотреть, это дороже. Но лучше сделать дороже, но потом к этому не возвращаться лет 15, чем каждые 5 лет начинать капитальные ремонты. И к этому мы пришли, исходя из того опыта, который мы получили, что общие подходы не работают», – добавил Дмитрий Артюхов.
Ученые советуют поменять и вид ограждений дорог. Используемые сейчас плохо продуваются ветрами и образуют на дорогах непреодолимые сугробы.
Дорогам на Ямале сейчас уделяется колоссальное внимание. Поставлена задача – до 2024 года полностью привести в нормативное состояние участок трассы от границ с Югрой до Нового Уренгоя. Это практически 600 километров.
«Самые активные работы как раз идут от нашей границы с соседним округом, ХМАО, и до Губкинского. Мы планируем на следующий год этот участок полностью закрыть. Если говорить про масштабы работ, в этом году на этом участке было выполнено ремонтом 61 километр. Это достаточно большой объем для нашего короткого строительного сезона», – подчеркнула заместитель директора департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО Светлана Гиллих.
Далеко не везде на Ямале интенсивность движения требует строительства четырехполосных магистралей. Но есть несколько узких участков дорог третьей категории с очень высоким трафиком.
«Это 16 километров от Губкинского до Пурпе, на данный момент мы заканчиваем проектирование на этом участке четырехполоски, как вы сказали. И следующий сложный участок, максимально загруженный, это участок от Коротчаево до Нового Уренгоя. Там тоже, в принципе, если говорить по загрузке этой дороги, требуется четырехполоска, но на этом участке мы сильно ограничены с 2 сторон газопроводами, нефтепроводами, то есть у нас там нет зоны для расширения», – добавила Светлана Гиллих.
На последнем отрезке появятся карманы для перестроения. А сама дорога фактически будет трехполосной. На разработку документации власти Ямала выделили 240 миллионов рублей. А всего с начала года на проектирование, ремонт и реконструкцию сети дорог по маршруту Сургут – Салехард в пределах ЯНАО в автономном округе потратили почти 7 миллиардов рублей.