Сургутская
машинная ремонтная станция № 254 является
одной из крупнейших на Свердловской
железной дороге и проводит капитальный
ремонт разных уровней. Сборка рельсошпальной
решетки, демонтаж старой, отгрузка лома,
укладка нового бесстыкового пути – это
лишь часть от всех выполненных работ
железнодорожников за прошлый год.
Процесс ремонта ЖД путей достаточно
трудоемкий и затратный. Для минимизации
потраченного на ремонт времени не только
в Сургуте, но и по всей стране монтируют
новые, так называемые "бархатные" пути.
Что
они из себя представляют, как их монтируют
и какие плюсы именно этой технологии
существуют?
Бесстыковой,
в народе «бархатный» путь, получил свое
название благодаря современной технологии
укладки рельсов, сваренных между собой
и имеющих меньше соединений. Знаменитый
стук колес идущего поезда возникает
как раз от преодоления стыков между
рельсами, которые на обычном пути
располагаются через каждые 25
метров.
История развития этой технологии в
России уже измеряется десятилетиями.
Началом укладки бесстыкового пути в
стране следует считать 1937 год. Тогда в
Ярославской области смонтировали первые
такие рельсовые плети длиной от 300 до
800 метров. Преимуществ у этого метода
множество – от повышения комфорта
пассажиров до увеличения скорости
поездов.
«Данный
участок пути от блок поста Сургут 87 до
Сургута представляет собой бесстыковой
путь. Рельсовые плети, как правило, имеют
длину от 350 и вплоть до блокучастка, то
есть весь перегон данный сварен в одну
рельсовую плеть. Соответственно
повышается комфорт езды для пассажиров
ООО «РДЖ» и качество обслуживания
увеличивается. Увеличивается
скорость передвижения. На данном участке
скорость движения 110 км/ч для пассажирских,
90 – для грузовых поездов», – рассказал
начальник участка Сургутской дистанции
пути свердловской железной дороги
Николай Владимиров.
В
2023-м
в Сургутском регионе уложили 35
километров бархатного пути с заменой
деревянных шпал на более прочные –
железобетонные. Это на десять процентов
больше, чем в 2022-м.
На этот год запланировано смонтировать
уже 37
километров. Капитальный ремонт проведут
на участке Игль – Пыть-Ях – более 11
километров. И на отрезке Сурмятин –
Вач-Ягун – порядка 14-ти.
«Бархатный»
путь в Сургуте пришел, наверное,
с 2008 года. Целенаправленно сейчас
бархатный путь используют на всей сети
железных дорог и на наше направление
сейчас перспективное развитие и укладка
целенаправленно пути, который не имеет
стыков для того, чтобы снизить динамические
нагрузки на основную площадку земляного
полотна, ну и чтобы, естественно, был
комфорт пассажиров», – прокомментировал
начальник путевой машинной станции №
254 Свердловской железной дороги Александр
Быков.
Изготовление
рельсовых плетей – сложный технический
процесс, при котором используются
специальные единые формы и соблюдается
определенный температурный режим в
зависимости от региона, в котором и
будут устанавливать бесстыковой путь.
В заводских условиях плети сваривают
из 25-метровых
рельсов, в итоге их длина может достигать
800
метров. До места их доставляют на
специальном подвижном составе, укладывают
и скрепляют контактной сваркой с помощью
передвижной рельсосварочной машины.
«Ставятся,
скажем так,
объемлющие формы, куда заливается под
температурой несколько тысяч градусов
специальный порошок. Это делается под
определенной температурой, под
определенным количеством времени, потом
это все снимается и шлифуется под профиль
рельса, соответственно, получается
единая плоскость катания. Привозят эти
рельсовые плети именно с завода. Они,
как правило, сварены в среднем по сто
метров. Укладывают в путь, сваривают
специальной машиной ПРСМ, потом эту
рельсовую плеть вводят в температурный
режим. В
пути
этот температурный режим соответствует
условиям нашего региона», – добавил
Николай Владимиров.
В
настоящее время протяженность бесстыкового
пути в Сургутском регионе составляет
1200
километров – это 72
процента от всех главных железных дорог.
В этом году сезон работ по реновации
стартует в мае и продлится до октября.
Помимо участков в Югре, железнодорожники
будут ремонтировать магистрали в ЯНАО
и Тюменской области.
Оперативные новости и городские моменты в нашем телеграм-канале