Ухудшение качества питьевой воды в Сургуте жители города заметили еще в начале осени. Однако совсем недавно ресурс потемнел и приобрел запах железа. Власти города заинтересовались ситуацией и обсудили вопрос о возможном несоответствии ресурса санитарным нормам на заседании штаба города.
«Изменения цвета воды происходят в системе трубопровода в результате смыва отложений со стен труб, по которым течет вода, так как в ее состав входят многочисленные химические элементы, в том числе железо. Причины ухудшения качества воды в централизованных системах холодного водоснабжения городов России на этапе транспортирования является накопленный эффект от многолетнего невыполнения или недовыполнения программ по модернизации сетей водоснабжения. Город Сургут не исключение. Одной из причин фактов ухудшения холодного водоснабжения стало изменение гидравлических режимов в связи с неотложными работами, которые проводились на сетях водоснабжения», – рассказал директор «Горводоканала» Павел Павлов.
Одной из причин ухудшения качества воды стала промывка и дезинфекция водовода общей протяженностью 5 тысяч 745 метров. Прямое влияние на ресурс, его цвет и запах оказывает и подключение новых жилищных комплексов, а также срывы гидрантов и пожары. В связи с большим отбором воды ее течение ускоряется, что приводит к срыву отложений на стенках труб.
Сургутяне из-под кранов набирают артезианскую воду, которую добывают многочисленные глубинные скважины. Ресурс живой, но обладает вышеуказанными недостатками – способствует отложению железа. Ситуацию буквально за пару лет раз и навсегда может исправить хлорирование. Это позволит убрать осадки со стенок водоводов, сделает ресурс чистым и соответствующим нормам СанПиНа. Однако в таком случае вода приобретет специфический запах, потеряет полезные элементы и даже может оказать негативное влияние на здоровье потребителей.
Павел Павлов: По пальцам одной руки могу пересчитать города, в которых подземная вода используется в городах с населением более 400 тысяч.
Андрей Филатов: Если бы мы ее захлорировали мы бы видели железо?
Павел Павлов: Через два-три года очистились бы все трубы внутри, не было бы разрастания того железа, которое сейчас происходит.
Андрей Филатов: Если начать хлорировать, то мы можем в принципе избежать грязной воды.
Павел Павлов: Да.
Андрей Филатов: Но мы получим мертвую воду.
Павел Павлов: Это увеличение и онкологических заболеваний, уже доказано, что это происходит. Но да, мертвая вода.
Андрей Филатов: То есть сейчас мы идем как бы на то, чтобы не заходить в хлорирование, а постараться удержать живую воду и как-то минимизировать качество, сезонное качество, когда идет изменение в гидравлике.
Павел Павлов: Абсолютно верно.
Такое решение не принято, поскольку требует обсуждения с горожанами. Сейчас же, по словам специалистов, ситуация в городе стабилизировалась. Промывку труб продолжат согласно графику. Сотрудники «Горводоканала» уверяют, что подобное изменение качества воды было сезонным и все меры по скорейшему устранению последствий предприняты.