Нововведения касаются не только образовательной программы, но и внеурочных занятий. Введен обязательный ритуал начала недели в школе, в расписание внесен классный час «Разговоры о важном». В течение года педагоги проведут 34 таких занятия. Темы утверждены на федеральном уровне, а учителя отмечают, что для этого курса внеурочной деятельности подготовлены содержательные методические и наглядные материалы.
Кроме того, в штатном расписании школ Ханты-мансийского автономного округа появилась новая позиция – советник директора по воспитанию и работе с детскими объединениями. Этот пилотный проект российского Министерства просвещения был апробирован в 10 субъектах страны в прошлом году. Сейчас в нем участвуют уже 45 регионов. Перед советниками поставлены определенные задачи.
В общеобразовательных учреждениях все больше внимания уделяют патриотическому воспитанию, историческому просвещению подопечных и наверняка эта деятельность будет усиливаться. Например, на прошлой неделе в Госдуме вновь прозвучало предложение вернуть в школы курс начальной военной подготовки. Важно в складывающихся реалиях возрождать добрые традиции, подчеркивают депутаты.
Известно: новое – это хорошо забытое старое. Кажется, современные идеологические инициативы вполне этому утверждению соответствуют.
Согласитесь, народу нужны герои, символы, и важно не упустить момент подмены идеалов. Сразу несколько больших программ реализует Министерство просвещения в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан России». Педагоги отмечают: уже в течение нескольких последних лет именно эта компонента в образовательном процессе усиливается. Что касается символики: в этом году во всех образовательных школах страны ввели традицию торжественного поднятия флага России в начале рабочей недели. Честь принять участие в торжественной церемонии получают ученики, показывающие отличные результаты в учебе, творчестве или спорте.
«Это процедура очень ответственная, проработан регламент локальными актами во всех образовательных организациях, закреплен, который позволяет, соблюдая требования существующие и согласованные на уровне Министерства просвещения и структурой, отвечающей за геральдические составляющие, подъем и спуск флага в начале и в конце недели. И хранение флага – это тоже отдельная процедура, которая должна соблюдаться», – рассказала заместитель директора департамента образования администрации Сургута Ольга Иванова.
У директоров сургутских школ с начала этого учебного года появились советники по воспитанию и работе с детскими объединениями. Югра вошла в число 45 регионов России, где реализуется новая идеологическая инициатива Министерства просвещения.
«Идея в том, чтобы создать единое воспитательное пространство. Большая наша страна, большой федеральный проект, чтобы в каждую школу смогла войти та идея, та мысль, которая транслируется Федерацией, необходим свой человек, так скажем. Этот человек и есть советник, через которого и проходит вот эта главная идея воспитательного процесса», – отметила муниципальный координатор проекта «Навигаторы детства» Елена Мазурчук.
Главная цель – вовлекать детей в общественную жизнь, мотивировать к участию в культурных, спортивных, просветительских событиях, помогать школьникам воплощать новые идеи, организовывать внеурочную деятельность, в целом способствовать воспитанию личности на основе духовно-нравственных традиций. Советники являются штатными сотрудниками общеобразовательного учреждения, имеют поставленные задачи.
«Они вышли в школы. Они уже трудоустраиваются, схема не очень проста. Данные специалисты будут получать заработную плату из федерального бюджета. У нас на сегодняшний день есть две школы, в которых будут советниками и работают советниками сотрудники не данных школ. Это независимые будут люди и, конечно же, будут системно и в каких-то моментах, даже, может быть, критично, оценивать ситуацию. Мы верим, что это будет объективно и качественно», – добавила Ольга Иванова.
Кандидатов на должности советников по воспитанию и работе с детскими объединениями отбирали в рамках конкурса «Навигаторы детства», который провели Министерство просвещения и организация Российское движение школьников. В Сургуте новые школьные должности займут 37 педагогов, по совместительству они являются сотрудниками Российского детско-юношеского центра, где прошли многоступенчатое обучение.
«Советник становится уникальной личностью и может использовать в работе два подхода – классический базовый, согласно своему педагогическому образованию, и тот материал, который дает Российский детский центр. Он на волне с молодежью, он знает, что сейчас в моде, что сейчас в тренде, и предлагает именно такие варианты взаимодействия, чтобы было интересно молодежи, чтобы молодежь сама вовлекалась и интересовалась, что же сейчас происходит Мы же понимаем, что воспитательная работа – это коллективная история, один в поле не воин. Советники выполняют такую функцию проводника и вовлекают в деятельность учащихся образовательных организаций. Они хорошие у нас, очень активные, понимающие, увлеченные люди. Самое главное – у них горят глаза, когда идет речь о воспитательном процессе», – добавила Елена Мазурчук.
Еще одно новшество – еженедельные классные часы «Разговоры о важном». В течение года в общей сложности педагоги таких занятий проведут больше 30. Темы утверждены на федеральном уровне, а учителя отмечают, что для этого курса внеурочной деятельности подготовлены содержательные методические и наглядные материалы.
«Эти уроки разработаны индивидуально под возрастную категорию, поэтому сегодня нельзя детям говорить все одинаковое. Первоклассник сегодня может усвоить одно, одиннадцатиклассник – другое», – объяснила директор школы № 19 Светлана Ширина.
Для педагогов подготовили сценарии, методические материалы, презентации, подобраны различные формы проведения бесед. Выстроена и обратная связь. Все участники – дети, родители, педагоги, управленцы – имеют возможность оставить свое мнение. Обменяться практическим опытом классные руководители могут в рамках проекта «Собеседники» Академии Минпроса. «Разговоры» затрагивают не только темы героизма-патриотизма и любви к Отечеству. Обсуждаться будут самые различные вопросы, волнующие современных школьников. Например, следующий такой классный час будет посвящен Дню пожилого человека. Речь пойдет о старшем поколении, и каждый, конечно же, вспомнит о своих близких, о бабушках и дедушках, которые участвовали в истории создания не только своей семьи, но и в истории страны.
«В тех образовательных организациях, где классные руководители творчески подходят и предлагают свои новшества, я знаю, что дети уже рисуют и генеалогическое древо, вспоминают о традициях и приносят те семейные реликвии, которые хранятся. В этой части можно развивать любую идею и после занятия проводить серию активностей, мероприятий, возможно, проектов, которые потом перерастают в интересные для детей формы и виды деятельности», – акцентировала Ольга Иванова.
«Разговоры о важном» – истории с продолжением. Ребята могут пройти тематическое тестирование, поучаствовать в интеллектуальном марафоне. Это может быть как индивидуальная работа, так и групповая.
«Что на самом деле важно. Важно не то, что мы делаем, а сколько детей смогли вовлечь в этот процесс, сколько мы смогли заинтересовать, потому что дети – это наше будущее. Как бы это громко ни звучало, заезженная фраза, но ради детей все эти процессы сейчас происходят. Советники сами с душой, со своей гражданской позицией относятся к своей работе. Они понимают, вникают в то, что транслируют детям. И благодаря этому дети принимают активное участие. И охваты очень хорошие. Деткам нравится этот формат, им интересно, с нетерпением ждут следующих событий», – прокомментировала Елена Мазурчук.
Одним из замечательных фактов в школьной сфере можно еще считать тот, что законодательно упразднено понятие «образовательная услуга». Именно учителя на долгие годы остаются для наших детей одними из самых близких людей. В их силах научить ребят, как бы пафосно это ни звучало, любить Родину, ценить и уважать своих близких, помогать тем, кто в этом нуждается, поддерживать друг друга. И неплохо, что рамки учебного процесса и программы сейчас позволяют школе это делать.