Флагманских проектов, определенных стратегией развития муниципалитета, всего 16. Департамент архитектуры и градостроительства курирует пять. Среди них - транспортно-логистический хаб, который будет создан с учетом появления второго моста через Обь, выгодного географического положения и потребностей в сфере накопления и сортировки грузов. 
Получит развитие речной фасад. Проект предполагает формирование единого визуального стиля оформления зданий и сооружений со стороны водных объектов. Отдельным пунктом выделена необходимость создания городских набережных. Четвертое направление - мобильный город. 
Предполагает развитие системы индивидуальных мобильных средств через формирование сети велосипедных дорожек, они уже строятся в составе новых участков дорог. Предусмотрена и реконструкция уже действующих тротуаров. Цель - появление беспрерывного велосипедного маршрута, протяженность которого, предполагается, будет составлять 43 километра.
Пятый флагманский проект мэрии - развитие системы общественных пространств. Задача потребует преобразования территорий общего пользования, объединения рекреационных зон в единый пешеходный и велосипедный маршрут. Однако нужно и серьезное финансирование. 
«У нас по участку от "Изиды" до Дворца торжеств уже есть проектная документация, заказчиком которое выступал УКС. Серьезные деньги. Порядка 430 миллионов потребность с учетом необходимости берегоукрепления, обустройства дорожек и так далее», - подчеркнул директор департамента архитектуры и градостроительства Сургута Алексей Фокеев.
В некоторых случаях есть мысль прибегать к возможностям бизнеса. Администрация Сургута уже выходила с инициативой по комплексному развитию территории так называемого ядра центра города. Инвестиционный паспорт этой точки на карте впервые был сформирован еще в 2014-м. А недавно его презентовали временно исполняющему обязанности губернатора Югры на заседании градостроительного совета. Пока решение не принято, договорились более детально проработать документацию и предлагаемые решения. Но по задумке обязательства бизнеса не ограничивались бы исключительно решением вопроса о расселении деревянного фонда, сохранившегося на территории. Предприниматели также отвечали бы и за развитие набережной на участке от Университетской улицы - от здания компании «Россети» вдоль берега Саймы до главного корпуса СурГУ.
«Мы уже сформировали некое видение. Рассказываем о том, что ближе к парковой зоне должно быть однозначно понижение этажности, чтобы гармонично выйти в линию набережной, плюс там еще обязательства по сносу станции юных натуралистов, обязательства по строительству театра "Петрушки" на этом месте не менее 4,5 тысяч квадратных метров, обязательства по строительству образовательного хаба», - озвучил Алексей Фокеев.
Он отметил, что в этой зоне - депрессивная история. Реконструировать индивидуальный жилой сектор невозможно, строить новое - тоже нельзя - запрещают генплан и правила землепользования и застройки. КРТ позволит выполнить социальные обязательства - снести ветхие объекты, преобразовать набережную, возвести объекты образования. Интересант, как минимум, один есть, компания считает финансово-экономическую модель. Идея КРТ и хороша тем, что позволяет переадресовать решение важных социальных задач инвестору, который претендует на тот или иной элитный участок.
Один такой проект уже реализуется на территории Сургута. Полноценный микрорайон со всем благоустройством появится на площади почти 3 гектара в границах улиц Артёма, Марии Поливановой, Кедрового переулка и Набережного проспекта. На градостроительном совете автономного округа глава Сургута Максим Слепов представил три предложения. Помимо ядра центра города, это территория, где ранее находился совхоз «Северное». 
После обустройства, предполагается, это будет облагороженный микрорайон не только с жилыми домами, но и школами, детскими садами, прогулочными зонами. 
«Принципиально все разные территории. По 27А больше вопрос по сносу индивидуального жилья, размещенного на этой территории, которое там высокой степени ветхости. Допустим, территория совхоза "Северное" - частная территория, и там КРТ заявлено по инициативе правообладателей, а ядро центра, понятно, - это уникальная территория, которая требует там особого отношения и общественного обсуждения. Градостроительный совет - это была такая некая пристрелка к территориям, понять видение потенциальных застройщиков», - прокомментировал директор ДаиГ.
На данный момент власти города уже ведут работу по разработке плана для перезагрузки пересечений улиц Островского и Маяковского с Нефтеюганским шоссе. Поскольку в связи с освоением нового микрорайона по проекту комплексного развития территорий увеличится нагрузка на дорожную сеть вблизи бывшего совхоза «Северное». Планируется на этом участке организовать бессветофорное движение и построить автомобильные развязки. На данный момент правообладатель территории уже направил концепцию строительства по КРТ в департамент архитектуры и градостроительства. 
«Правообладателем была направлена концепция, обсуждали с точки зрения места размещения шаговой доступности объектов образования, посмотрели, чтобы количество проживающих, потенциально проживающих было в полной мере обеспечено объектами образования, парковочными местами. Решение о КРТ еще не принято, для заключение договора о комплексном развитии территорий обязательством является разработка планировки, которая уже устанавливает конкретные параметры постройки, предусматривает межевание под те или иные объекты», - добавил Алексей Фокеев.
Что касается центральных городских улиц, то их тоже ждет преображение. Пока без конкретных сроков. Но в проект по развитию системы общественных пространств и созданию комфортных пешеходных маршрутов на первом этапе войдут проспекты Ленина и Мира. 
«Задача - сформировать единую концепцию. Потребность в бюджет заявили. Разработка составляет около 4,5 миллионов рублей. Задача - тот каркас общественных пространств, который заявлен в материалах генплана, дать предложения по благоустройству с учетом транспортных схем, потоков, потребности в парковках, связать в единую сеть, разобраться с приоритетами через общественное обсуждение», - пояснил чиновник.
Часть благоустройства можно будет реализовать с помощью подсветки, в том числе жилых домов, возможно получится выделить участки, где будет ограничено размещение рекламных и торговых объектов. А итогом должна стать профильная муниципальная программа. Вывески, к слову, тоже со временем станут более-менее однообразными. И первые примеры тому есть. Ресторанный комплекс на проспекте Ленина стал первопроходцем в визуальной модернизации. За ним потянулись и соседи. Транспортная инфраструктура также будет меняться. 
«Собрана информация практически обо всех транспортных потоках для того, чтобы понимать актуальность этих решений и как-то подкорректировать. Кроме того, не буду пока озвучивать бенефициара этого проекта, возможно, что с реализацией всего блока от Тюменского тракта до Нижневартовского шоссе через концессионное соглашение. Рассматриваем реализацию этих элементов важных, транспортных за счет разных механизмов, в том числе за счет концессии», - сказал Алексей Фокеев.
Есть и первые математические подсчеты. На модернизацию дорог в западной части Сургута - это выезд на Югорский тракт, новые развязки, возможность увеличения полосности на Нефтеюганском шоссе, а также строительство выезда на Нижневартовскую трассу - может потребоваться 15 миллиардов рублей. Это чуть меньше, чем ежегодно город тратит на всю систему образования. И такой объем инвестиций кажется неподъемным. 
«Сейчас я пока не могу сказать, что в приоритете, что важнее - развязки с выездом в промзону либо нам разгрузить Грибоедовскую развязку и продолжение Есенина вывести на Югорский тракт. Ждем результатов технико-экономического обоснования. И в конце ноября можем хотя бы о чем-то говорить в части приоритетов. Плюс после утверждения генплана у нас обязательства по разработке программы КРТ», - поделился представитель мэрии.
Генеральный план, к слову, предусматривает, что через 20 лет в Сургуте будут жить около 570 тысяч человек. Рост численности на треть от текущих параметров предусматривает не только строительство жилья. Нужна и социальная инфраструктура - полсотни школ, десятки детских садов, спортивных объектов, больницы и многое другое. Но это развитие новых территорий, однако, по мнению специалистов из научно-исследовательского института перспективного градостроительства, корректировавших генплан Сургута, требуется  еще  и эффективно использовать уже застроенные территории. Над этим и работают.