Закон о такси вступает в силу с 1 сентября 2023 года. О том, как будут работать агрегаторы, ходит много разной информации. Одни уверяют, что цены на поездки вырастут в разы, другие – что нововведения приведут к кризису в отрасли. «Парламентская газета» узнала, что же изменится для водителей и пассажиров.
Страховка
Согласно новому закону о такси, агрегатор будет нести ответственность и перед водителем, и перед пассажиром. Ранее в документах не было прописано такого понятия, как служба заказа, поэтому агрегатор не нес никакой ответственности. Теперь все будет по-другому, говорят эксперты. Служба будет нести субсидиарную ответственность с перевозчиком, то есть будет обязана в случае ЧП возместить ущерб, который не покрыла страховка по ОСАГО или по обязательному страхованию гражданской ответственности. Кроме того, теперь агрегатора накажут крупными штрафами, если он передаст заказ водителю, который не имеет разрешения на перевозку пассажиров.
Кто сможет работать в такси
Согласно постановлению правительства, в каждом субъекте РФ должны быть созданы три информационных ресурса – реестр перевозчиков будет содержать информацию об электронном разрешении на перевозку, реестр такси включит сведения о транспортных средствах и их владельцах, в реестре служб заказа будут находиться данные об адресах, по которым расположены технические средства для получения, хранения, обработки и передачи заказов. При этом информация во всех трех реестрах должна будет постоянно обновляться не позднее суток с момента изменений.
«До работы в такси не допустят людей с неснятой или непогашенной судимостью по ряду уголовных статей, тех, кто накопил больше трех неоплаченных штрафов, а также водителей, которые не прошли аттестацию на знание города, где работают. Зато работать в такси легально теперь разрешили самозанятым – раньше такие водители возили пассажиров теневым образом», – пишет издание.
Чтобы получить разрешение на работу в такси, можно будет подать заявление в МФЦ или на портале госуслуг. При этом потребуется предоставить ряд документов – медицинская справка об отсутствии противопоказаний для управления автомобилем, права категории В, договор со службой заказа, который необходимо предварительно заключить, справка об отсутствии судимости. Водительский стаж при этом должен быть более трех лет. При оформлении разрешения на работу госпошлину платить не придется, решение вынесут в течение пяти дней.
Еще одним нововведением является ограничение времени работы таксиста. За рулем водитель может проводить не более 12 часов в сутки, а при пятидневной рабочей неделе – не более восьми часов.
Что изменится для пассажиров
Согласно принятому закону, поездки в такси для пассажиров станут более безопасными. На заказ будет выезжать водитель с официальным разрешением, несудимый и прошедший проверку. Кроме того, сам пассажир во время поездки будет застрахован.
Вместе с тем машина такси на дороге будет заметнее. На крыше автомобиля будет установлен оранжевый плафон, а на кузове – нанесен шашечный пояс. До вступления закона в силу автомобили такси могли не иметь отличительных признаков. Отмечается, что у региональных властей появится возможность устанавливать требования к цвету кузова.
За нарушения – штраф
Закон ужесточает ответственность и агрегатора, и самих перевозчиков. Так, если агрегатор передаст заказ водителю, у которого нет официального разрешения возить пассажиров, его ждет крупный штраф или блокировка.
«Что будет с таксистом, у которого есть разрешение, но он к 1 сентября не обзавелся верхним фонарем и шашечным поясом, пока не очень понятно. Теоретически во время рейда ему могут вынести предписание об устранении нарушения закона, а затем, если он его не исполнит, впаять за это административный штраф, который составляет 500 рублей. Из этого можно сделать вывод, что не все такси будут выглядеть одинаково с 1 сентября», – говорится в сообщении.
Вырастут ли цены?
Как отмечают эксперты, новый закон не повлияет на ценообразование в такси. Подключение к реестрам и работа с ними будет для всех участников рынка бесплатными, пошлин за выдачу разрешений также не будет. В целом поездки могут подорожать к концу года, но это будет связано с ростом инфляции, но с законом это не связано.