Комплексное
развитие территорий – аспект, которому
в последние годы уделяется в нашем
городе, да и в округе, больше внимания,
чем когда-либо в новейшей истории нашей
страны. Три года назад, например, на
уровне региона прозвучало заявление о
том, что до конца 2026-го в Югре реализуют
21 проект КРТ. Тогда о таких своих планах
заявили Нефтеюганск, Пыть-Ях, Ханты-Мансийск,
Мегион, Нижневартовск и Сургут. Общая
финансовая емкость на тот момент
оценивалась в 55 миллиардов рублей,
реальный эффект должен составить 1
миллион квадратных метров жилой
недвижимости.
Возможно,
в ХМАО появится даже единый региональный
оператор по КРТ, который должен
обеспечивать выполнение всех этапов,
но при необходимости может привлекать
для этого иные структуры. Законопроект,
предусматривающий возможность создания
такой единицы, около месяца назад прошел
согласование в окружном парламенте.
Что
касается Сургута, то дебютный комплексный
проект реализуется в первом-втором
микрорайонах – между улицей Энтузиастов
и Набережным проспектом в границах улиц
Восход и Марии Поливановой. Но иные
подобные проекты, когда большой земельный
участок разрабатывала какая-то одна
компания, были и раньше. Есть удачные
примеры застройки районов «Аура», «Новых
ключей», 40
или 36 микрорайонов. Один застройщик
реализует либо доводит до новостроек
коммунальную, жилую, дорожную, какую-то
иную инфраструктуру. Так произошло и в
30 микрорайоне – в границах улиц Захарова,
Университетской,
Каролинского и проспекта Пролетарского.
Значительная
часть площади земли здесь была
предоставлена одному застройщику для
возведения жилья. Несколько домов
построены, в них живут сотни семей,
тысячи горожан. И в последний год они
массово жалуются на внутриквартальный
проезд. Снег на
нем
толком не убирают. Такие звонки получили
и в редакции «ОМЕДИА»! Корреспонденты
съездили на место и действительно
увидели, что машины буксуют, их сносит
с дороги. Удивила и разность высот между
хорошо почищенной управляющей компанией
парковкой у домов и внутриквартальным
проездом. Почему так? Мы попробовали
разобраться.
О
генеральной уборке внутриквартальной
дороги между домами на Иосифа Каролинского
и Ивана Захарова местные жители просят
если не сначала зимы, то с начала этого
года точно. Претензий к управляющим
компаниям по поводу чистки парковок и
дворов по большому счету нет, но вот
чтобы заехать на стоянки приходится
попотеть, а иногда и попросить подтолкнуть.
Проблемы
начались еще в прошлом году, когда
территории у домов чистили, а почти
километровый проезд от Каролинского,
14/2 до Ивана Захарова, 5 нет. Тяжелые
машины, следующие на стройку домов в
этом микрорайоне, дорогу разбили, а
пришедшие морозы это состояние
зафиксировали.
«Я
тут постоянно езжу, честно, убиваешь
ходовку, прям резко. У меня уже ходовки,
честно говоря, нету. Сносит машину, ДТП
были здесь. Просто вот так берет и
скатывает. Тут просто ужасная дорога»,
– поделился
курьер Денислам Урумбаев.
Водитель
признается: машина виляет, ее заносит,
были и аварийные ситуации. Если зимние
шины плохие, сюда можно не заезжать.
Курьер называет эту дорогу, пожалуй,
худшим проездом в Сургуте. С ним солидарны
и местные жители.
«Да,
у меня была ситуация одна аварийная,
наверное, месяца полтора назад, когда
здесь была большая колея. И меня занесло,
чуть не произошло столкновение со
встречным автомобилем», – говорит
житель дома на Ивана Захарова Илья
Омаров.
К
середине марта во время первой серьезной
оттепели дорогу развезло, образовалась
глубокая колея. Жителям надоело это
терпеть, поскольку внутриквартальная
магистраль ведет к их парковкам, то есть
к общему имуществу. Сургутяне начали
выяснять, кто отвечает за чистку улицы
и почему не убирает ее.
«Со
слов собственников, которые изучают
эту проблему, это дорога застройщика,
застройщик говорит, что не чистит по
причине того, что нету денег, что
нету средств содержать и чистить эту
дорогу. Застройщик предлагает закрыть
эту дорогу, но если дорогу закроют,
соответственно, это будет неудобства,
потому
что мы и 2-3 других дома не смогут заезжать
на свое парковочное место», – добавил
Илья Омаров.
Мы
направили официальный запрос в компанию
«Ханты-Мансийск СтройРесурс», которой
принадлежит магистраль. Согласно
открытым данным, управляющая ею
организация – известный в Сургуте
застройщик – ООО «Северные строительные
технологии», которая и возвела в этом
районе первую и вторую очереди домов
«Азбука», «Клюква», а также высотку
комфорт-класса «Северин». В письменном
ответе, который имеется в распоряжении
редакции, говорится, что последняя
уборка снега осуществлялась 15 марта.
Но вместе с тем указано, что «общество
не имеет возможности надлежаще содержать
объект ввиду отсутствия службы по
содержанию внутриквартальных проездов.
Привлечение специализированной техники
не представляется возможным по причине
несоответствия виду деятельности».
Прокомментировали в письме и тему
возможного закрытия автомобильного
движения по участку: «В случае ограничения
движения по внутриквартальному проезду
жителям 30 микрорайона будет также
ограничен выезд на улицу Университетскую
и улицу Иосифа Каролинского, что, по
нашему мнению, создаст большую проблему
с транспортной доступностью, в том числе
в часы пик. При этом техническая
возможность закрытия проезда имеется».
В
контрольном управлении администрации
Сургута сложности этого проезда знают
едва ли не досконально. Истории
взаимоотношений уже около семи лет.
Магистраль действительно находится в
частной собственности. Но фактически
дорогой не является – паспорта объекта
нет, поскольку участок недостроен. А
значит, нет и критериев к содержанию. В
городских правилах благоустройства
указано, как следует убирать дворы.
Прописана, например, допустимая толщина
снежного наста – не больше 5 сантиметров,
если нет колеи. По проездам существуют
требования ГОСТ, но применяются они
только к введенным в эксплуатацию
объектам. Тот, о котором идет речь, к ним
не относится. Тем не менее в 2018-19 годах
по фактам неочистки этой дороги даже
составляли протоколы об административных
правонарушениях. Но после пандемии
изменилось законодательство в сфере
надзора, контроля и проверок.
«Потом
с приходом моратория мы перешли на режим
предостережений и профилактики. Надо
сказать, что в конце января мы направляли
предостережение, собственник его получил
через четыре
дня,
еще через неделю он почистил этот проезд.
То же самое было в феврале. И чистка была
в марте. Раз в месяц он фактически
формально проводит чистку. Другой вопрос
в том, какой здесь рельеф и какой здесь
накат», – прокомментировал
заместитель начальника контрольного
управления Сургута Максим Салий.
Жители
согласны – очистка проведена формально,
а дорога как важная внутриквартальная
магистраль, считают, должна быть передана
городу, который,
безусловно, будет содержать ее лучше.
Но и здесь есть нюансы. О них в феврале
через призму строительства в микрорайоне
образовательных объектов докладывал
депутатам заместитель главы Сургута
Виталий Шаров: «Земельные участки в
собственности «ЮграИнвестСтройПроекта»,
в настоящее время договоренности в
передаче этих земельных участков,
консенсус в этом
вопросе не достигнут. Было совещание
об утверждении проекта планировки,
межевания в новой редакции по этому
микрорайону, так как этот вопрос
препятствует дальнейшему развитию
микрорайона и строительству в нем как
жилья, так и социальных объектов. Нам
нужно понимание границ четко очерченных,
утвержденных в проекте планировки,
размещения этих объектов образования,
потому что по новому проекту планировки,
который они предлагают, они немножко
смещаются относительного старого».
Ключевое
здесь – проект планировки и межевания
территории. В письменном ответе на
редакционный запрос владельцы земельного
участка объяснили, что был разработан
проект внутриквартального проезда.
Оформлению разрешительных документов
как до начала строительства, так и по
настоящее время препятствует отсутствие
утвержденного актуального проекта
планировки и межевания территории: «В
настоящее время общество
готово передать внутриквартальный
проезд на баланс муниципального
образования, о чем неоднократно обращалось
в администрацию г. Сургута. В ответ на
обращение обществом
получен отказ в выдаче разрешения на
земляные работы, необходимые для
завершения строительства
внутриквартального проезда, в связи с
отсутствием утвержденного проекта
планировки территории. Также стоить
отметить, что обществом
разработан новый проект планировки
территории микрорайона в соответствии
с полученными замечаниями от администрации
Сургута».
Сейчас,
по утверждению компании «Ханты-Мансийск
СтройРесурс», идут судебные споры по
поводу акта мэрии, который отменяет
действие ранее утвержденного проекта
планировки микрорайона. Ситуацию
курируют в департаменте имущественных
и земельных отношений, а также в структуре,
отвечающей за архитектуру и
градостроительство. Контрольное
управление мэрии занимается иной
работой.
«В
понедельник мы попросили собственника
предоставить документы о фактически
проведенных очистках с начала зимнего
периода. Попросили, потому что не можем
потребовать. Чтобы
потребовать, нужно согласовать внеплановое
контрольное мероприятие. Если здесь
ситуация в связи с таянием снега будет
критической, выдадим предписание о
проведении очистки в течение 10 дней с
момента получения», – акцентировал
Максим Салий.
Заложниками
споров стали сотни, если не тысячи
жителей, которые ежедневно пользуются
этим проездом. Позиции мэрии и строителей
пока противоположны и точку, вероятно,
поставит суд, но неизвестно когда. Однако
разбирательства не накладывают мораторий
на должное содержание владельцем
собственного имущества, которое
принадлежит группе компаний, построившей
здесь дома, где
квартиры
приобрели люди, чей
транспорт
и ездит по этой дороге.
Оперативные новости и городские моменты в нашем телеграм-канале