Когда случилась эта авария, она, конечно, вызвала большой общественный резонанс. И сейчас, спустя три года после происшествия, новость о том ДТП вновь вернулась в повестку, причем с резонансом не меньшим. 13,5 лет на двоих за аварию, в которой погибли три человека. Сургутский городской суд на прошлой неделе вынес приговор по делу о ДТП, которое произошло в 2019-м.
Кадры жесткой аварии тогда облетели всю страну. Если коротко: лишенный прав нетрезвый водитель «БМВ» на бешеной скорости ехал по улице Энергетиков. Из проезда по ходу движения в это же время выезжал «Лексус», который также вопреки правилам поворачивал налево там, где можно было ехать только направо. Увидев выезжавшую машину, мужчина на немецкой иномарке дернул руль, не справился с последствиями этого маневра и влетел в столб. Машину разорвало на две части, три пассажира скончались.
Обвинение в смертельной аварии впоследствии предъявили обоим водителям. А в понедельник, спустя череду месяцев судебных разбирательств, прозвучал приговор. Оба виновны. Мы посчитали возможным еще раз вспомнить обстоятельства того ДТП, поговорили с автоюристом и адвокатом молодого человека, ехавшего на «Лексусе».
«Суд с учетом позиции государственного обвинителя назначил одному водителю наказание в виде 9 лет лишения свободы с отбыванием наказания в ИК общего режима. Другому виновнику ДТП назначено наказание в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы, отбывать наказание он также будет в ИК общего режима», – рассказала старший помощник прокурора Югры по взаимодействию со СМИ Инга Филипенко.
Это краткая выдержка из приговора суда по ДТП трехлетней давности на улице Энергетиков. 14 июля 2019-го «БМВ» двигался по дороге с очень высокой скоростью. В какой-то момент водитель не справился с управлением и влетел в опору уличного освещения. Удар был такой силы, что фонарный столб едва не сложился пополам. Иномарка перевернулась и осталась лежать на крыше за пределами проезжей части. Салон авто оказался фактически разорван надвое. Ехали в «БМВ» четыре человека. Одна девушка скончалась на месте аварии, вторая умерла в машине скорой помощи через 30 минут. За жизнь молодого человека долгое время боролись врачи, но спасти его не удалось. Сам водитель немецкой иномарки практически не пострадал.
«Водитель «БМВ» был у нас лишенным в декабре и на момент ДТП также находился в алкогольном опьянении. Какие-то дать комментарии, кто виновен в данном ДТП, причина, устанавливают следователи, и когда будет проведена проверка в рамках уголовного дела, я думаю, уже конкретно будет дана оценка», – отмечал в 2019 году начальник ОГИБДД УМВД России по Сургуту Михаил Чеурин.
Важный нюанс – в то время, как «БМВ» несся по Энергетиков, на нее же со второстепенной дороги выезжал «Лексус» и якобы подрезал немецкую иномарку. Мужчина за рулем резко дернул «баранку» и потерял контроль над машиной. Оба водителя получили статус сначала подозреваемых, а потом обвиняемых по уголовному делу. И с этим адвокат водителя «Лексуса» не согласен.
«Предвзятость по отношению к моему подзащитному была понятна изначально, еще на стадии возбуждения уголовного дела, даже потому, что я как бывший следователь по ДТП, в таких ситуациях дело возбуждается по факту, что тогда-то в такое-то время произошло ДТП с участием таких-то машин. И все, а виновника в таких ситуациях не назначают прям сразу, а дело возбуждено в отношении исключительно моего подзащитного», – подчеркнул адвокат Антон Звездкин.
Полтора года шло следствие. Судебные заседания продолжались с февраля 2021-го и к минувшему лету фактически завершились.
«В настоящее время по делу опрошены большинство свидетелей, часть из которых засекречено во избежание давления со стороны энных участников. Допрошены эксперты, исследованы письменные и вещественные доказательства. В следующем судебном заседании запланировано допросить свидетеля и троих потерпевших. После чего суд перейдет к исследованию доказательств со стороны защиты и к допросу подсудимых. Далее будут выслушаны прения сторон и суд удалится в совещательную комнату для вынесения итогового решения по делу», – объяснила пресс-секретарь Сургутского городского суда Инна Алексеенко.
Приговор водителям вынесли 17 октября. Судья зачитывал его около двух часов. В деле приводились мнения экспертов, очевидцев и показания подсудимых. Для обоих вердикт оказался обвинительным. К этому, скорее всего, оба подсудимых были готовы, но вот то, что для водителя «Лексуса» наказание будет настолько суровым – четыре с половиной года колонии общего режима – стало шоком: «Назначить ему наказание в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы с дополнительным наказанием в виде запрета заниматься деятельностью, связанной с управлением ТС на срок 2 года 6 месяцев. Отбывание наказания в виде лишения свободы определить в ИК общего режима, дополнительное наказание исполнять самостоятельно».
Вот некоторые детали судебного заседания. Например, было установлено, что «БМВ» летела по улице Энергетиков со скоростью 156 километров в час. Тормозной путь составил почти двести метров. Именно из-за этого водитель немецкой иномарки не имел возможности ни при каких условиях остановиться: «В дорожно-транспортной ситуации превышение допустимой скорости движения водителем «БМВ» находится в причинной связи с ДТП, так как полученное значение удаления «БМВ» от места с указанного момента, скорость движения 156 км в час, больше значения остановочного пути автомобиля при допустимой ПДД на данном участке скорости движения».
«С нашей стороны было представлено суду большое количество экспертных заключений, два из которых были сделаны экспертами ТПП РФ, чтобы вы понимали уровень, выше только эксперты Минюста. Исходя из этих заключений черным по белому написано, что какой-либо причинной связи между действиями моего подзащитного и последствиями ДТП нету, это основано на формулах, разработанных еще в 60-х годах в советское время, всеми ими эксперты пользуются до настоящего времени», – подчеркнул адвокат.
Адвокат Антон Звёздкин, представлявший интересы водителя «Лексуса», рассказал нашему телеканалу о подозрениях в том, что самая первая проведенная экспертиза была якобы сфальсифицирована. Ее суд впоследствии исключил из списка доказательств. Но на основании сделанных в 2019-м выводов, утверждает адвокат, до рассмотрения по существу строилось все уголовное дело. Правозащитник не исключает, что обратит на этот факт внимание правоохранительных органов. Другой юрист, которого мы попросили прокомментировать итоги разбирательств, Сергей Иванов убежден, что между машинами могло быть соприкосновение, что и послужило драйвером изменения направления движения БМВ. Но: «Несмотря на то, что водитель «Лексуса» нарушил ПДД при условии соблюдении ПДД в части скоростного режима, мы не берем выезд на полосу встречного движения, таких последствий не было бы, даже если, предположим, это столкновение как таковое было, соприкосновение. Но если не было скоростного режима, мы говорим об умысле водителя «БМВ», о нарушении ПДД».
Судебная практика по подобным делам разносторонняя. В Мурманской области пенсионер получил три с половиной года колонии-поселения, он за рулем иномарки выехал на встречку, где попал в ДТП с легковушкой «Рено». Ехавшие там мужчина и ребенок погибли, еще один пассажир травмирован. В Сургуте в конце 2018-го судили водителя ВАЗ-2110. Он пьяный, не имеющий прав, на перекрестке Нефтеюганского шоссе и Индустриальной улицы влетел в бетонную опору. Два человека погибли, 1 пострадал. Ему суд назначил четыре года колонии-поселения.
«Разброс колоссальный, и по своей сути обоснования, почему мой подзащитный, почему суд не считает возможным исправление моего подзащитного, исправление без лишения свободы, что у него было большое количество административных нарушений. Было установлено, что имеющиеся нарушения к моему подзащитному не относятся, просто он занимался перепродажей ТС и небольшое количество ТС было формально зарегистрировано на нем, а фактически ими пользовались другие люди», – добавил адвокат.
«Мы можем смотреть практику по любым судам. Но суд устанавливает из фактических обстоятельств. Помогали ли они следствию? Мы говорим о водителе «Лексуса», который предоставил видеозапись, которая и послужила основанием. Мы спорим о вине и причинно-следственной связи, потому что мы видим эту запись. Суд устанавливает фактические обстоятельства, на основании свидетельских показаний, отношения самих участников ДТП, есть постпреступное поведение», – прокомментировал автоюрист Сергей Иванов.
Все это и не только суд оценил и вердикт вынес. Он уже точно будет опротестован. Защита водителя «Лексуса», начиная с 21 октября, получила такое право. И воспользуется им, подав апелляционную жалобу в Ханты-Мансийский окружной суд. Антон Звёздкин считает, что его подзащитному назначено максимально возможное наказание. Со столь суровым приговором ни он, ни его клиент не согласны.