На
прошлой
неделе в округе появилась самая крупная
агломерация Югры. Главы пяти муниципалитетов
– Сургута, Нефтеюганска, Пыть-Яха,
Сургутского и Нефтеюганского районов
– подписали соглашение о взаимодействии
органов местного самоуправления. Шли
к этому событию, без преувеличения,
долго. Первые разговоры о создании
агломераций начались еще в далеком
2008-м. Тогда, как писало издание «Комерсантъ»,
правительство региона планировало
организовать семь объединений, но в
жизнь планы не воплотились.
Вернулись
к ним в 2017-м. Пять лет назад обсуждался
вопрос о создании первой югорской
агломерации на базе Сургута и района.
Тогда региональные власти планировали
присоединить часть территорий соседнего
муниципалитета, а точнее Белый Яр,
Солнечный и Барсово, к самому крупному
городу Югры. Однако от этой идеи по ряду
причин отказались.
Создание
агломераций, как подчеркивают чиновники,
тренд федеральный. Правительство России
к 2030-му намерено создать 41
объединение
в разных точках страны. Зачем? Что такие
соглашения о сотрудничестве муниципалитетов
значат для жителей и какие совместные
проекты готовы уже сегодня реализовывать
руководители территорий?
Проект
по созданию крупнейшей агломерации
«Сургут – Нефтеюганск» продиктован
федеральным трендом на укрепление
муниципалитетов. Подписание документа
о сотрудничестве между Сургутом,
Нефтеюганском, Пыть-Яхом, Сургутским и
Нефтеюганским районами, прежде всего,
нацелено на совместное социально-экономическое
развитие.
«Это
фактически формализованная правовая
основа для реализации совместных
инфраструктурных и других проектов. То
есть мы подошли к такой черте своего
развития в своих границах, особенно с
коллегами Сургутского района, где наши
земляки могут жить и работать в Сургутском
районе или наоборот, и вся жизнь уже
начинает пересекаться. Очень важно
сегодня в рамках и бюджетного правила,
и правовых основ сформировать такие
условия для жителей, чтобы они уже не
чувствовали этих разграничений. В первую
очередь, можно говорить о совместных
инфраструктурных проектах, то есть
дорогах, транспортных артериях,
пассажирских перевозках и так далее.
Но это очень широкий взгляд на совместное
развитие», – объяснил
глава города Андрей Филатов.
Создание
агломерации не имеет ничего общего с
изменением границ муниципалитетов,
сегодня вопрос об этом не стоит,
подчеркивают чиновники. Каждая территория,
несмотря на соглашение, управляется
своей администрацией и продолжает
развивать свои проекты, но при этом
теперь будет активно делиться и перенимать
удачный опыт коллег.
«Для
Пыть-Яха в частности мы видим непосредственно
подготовку концессионных соглашений
в жилищно-коммунальном комплексе.
Соответственно, будет рассматриваться
несколько территорий. Это, конечно,
приоритетное значение для муниципалитетов
в этой части на сегодняшний день», –
добавил
глава Пыть-Яха Александр Морозов.
Дальше
будет создан координационный совет. В
состав войдут до трех представителей
от каждого муниципалитета. В первую
очередь, соглашение определяет общий
порядок взаимодействия территорий в
планировании и реализации совместных
проектов. Масштабная цель агломерации
ясна – объединиться для совместного
развития.
«Чтобы
максимально конкретно ответить на ваш
вопрос, наверное,
первым проектом могло стать продолжение
улицы Киртбая до городского поселения
Белый Яр, чтобы
объединить город Сургут и Белый Яр одной
магистралью. Для Белого Яра видимое
большое преимущество, что это потребует
расширения улично-городской сети
городского поселения. Если
придет четырехполосная магистраль в
поселок, то, безусловно, потребуется
перестройка центральных дорог городского
поселения. Вот вам как минимум один
большой проект», – прокомментировал
глава Сургутского района Андрей
Трубецкой.
Транспортные
артерии – неотъемлемая часть любой
агломерации. Связанность муниципалитетов
автомобильными и железными дорогами
по сути является причиной объединения
территорий соглашением о сотрудничестве.
И одним из пунктов, который, благодаря
документу, можно и нужно будет развивать.
«Агломерация
– это серьезный ресурс, который позволит
нам решить ряд проблем и задач, ну и
основным хотелось бы высказать свое
мнение о том, что это позволит создавать
нам масштабные инвестиционные проекты,
позволит реализовывать нашу транспортную
систему уже в другом виде, позволит
решать государственные задачи. Это
немаловажный фактор», – прокомментировала
глава Нефтеюганска Эльвира Бугай.
На
территории городов и районов, которые
стали одной агломерацией – более 700
тысяч человек. Это 41
процент от общей численности населения
региона. При этом большинство из них
живут в одном муниципалитете, а учатся
или работают в соседнем. Подписание
соглашения, по словам чиновников, должно
стереть эти границы между территориями.
«Думаю,
что совместно нам будет интересно и
проекты как агропромышленного, так и
дорожного сервиса, и этнотуризм можно
будет развивать и все-таки стремиться
к тому, чтобы стереть эти границы
проживания наших жителей на территории
городских поселений, городских
муниципалитетов и сельских поселений.
Конечно, в любом случае бенефициаром
нашего соглашения должен быть житель.
Житель Югры», – отметила
глава Нефтеюганского района Алла Бочко.
«Если
говорить о крупных, конкретных проектах,
которые будут работать, я могу сейчас
только обозначить, в любом случае, это
будут проектные группы, это будет
работать целый состав представителей
разных муниципалитетов, но один из
крупнейших проектов – это, конечно,
научно-технологический центр, который
сегодня существует. Он в себе содержит
огромное количество модулей, так скажем,
в которые будут
вовлечены и которыми
будут заинтересованы
все муниципальные образования, которые
сегодня присутствовали», – добавил
председатель думы Сургута Максим Слепов.
Благодаря
агломерации сроки реализации проектов
должны быть ускорены. Например,
минимизируется бюрократия.
«Агломерационные
процессы, которые позволяют главам
муниципальных образований тесно,
конкретно участвовать в тех проектах,
которые на стыке их границ. Я как
человек-производственник, когда работали
на электростанции в «Тюменьэнерго»,
все вопросы когда возникали, когда на
стыке двух ведомств каких-то, сразу
здесь ищи проблему. То есть мелочи в
этом кроются», – рассказал
депутат Госдумы Вадим Шувалов.
Однако
соглашение не решает, пожалуй, одного
из главных вопросов – финансирования.
«Единственный
момент, который одеяло на себя затаскивает
с точки зрения федеральной возможности,
у нас нет с вами нормального законодательства
бюджетного, межбюджетного взаимоотношений
вот этих структур», – добавил
Вадим Шувалов.
Сегодня
бюджетный кодекс России не предусматривает
создания в агломерации межмуниципальной
казны. Это значит, что при строительстве,
например, продолжения улицы Киртбая до
Белого Яра часть полотна будет оплачивать
Сургут на своей территории, остальной
асфальт – район, уже в свои границах. А
здесь разными могут быть и подрядчики,
и проект, и стиль. Что кажется не очень
логичным. Поэтому денежный вопрос на
уровне закона еще предстоит проработать.