Воспитательной работе в югорских колониях уделяют особое внимание. Важно, говорят специалисты, чтобы осужденные не просто отбывали срок, а еще и исправлялись к моменту освобождения и больше не преступали закон. Методов много. Один из них – перевоспитание духовное. Есть показатель – прихожан в тюремных храмах и мечетях становится все больше. Как следствие – все чаще осужденные находят гармонию внутреннего мира с миром внешним. Как это происходит в 11-й колонии Сургута?
Эдуард Гришаев, осужденный одиннадцатой колонии Сургута, к Богу пришел уже в довольно сознательном возрасте и только после того, как попал в ИК. Крестился, кстати, зовут его и знают здесь по имени крещения – Давидом. Сегодня он – староста местного тюремного прихода. Ежедневно читает утренние и вечерние правила и помогает настоятелю при богослужениях. Но как все начиналось, помнит до сих пор: «Это был 16 год, как раз мне дали срок заключения, восемь лет – мой срок, год я провел в тюрьме, потом приехал сюда, естественно, что срок 8 лет на меня давил очень сильно, сразу какая-то отрешенность, какая-то глубокая печаль на меня напала, что впереди такой срок, как это все будет».
Сегодня Эдуард готовится к освобождению. Говорит, что все эти годы именно церковь помогала ему не просто пережить депрессию, но и постичь смысл жизни. По ту сторону высокого забора, уверен он, теперь все будет по-другому.
«Религиозное воспитание – тоже один из таких методов, чтобы человек стал другим, чтобы он изменился, осознал, ну и, по большому счету, ведь Закон Божий повторяет часто те законы, которые мы знаем, гражданские, поэтому оно все даже более строго. Какие-то моменты мы стараемся объяснять, чтобы человек уже не повторял этих ошибок и стал на путь исправления. Понятно, что духовные силы он черпает через молитву, через беседы», – рассказал протоиерей, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных», помощник начальника УФСИН по Югре по работе с верующими Георгий Кошелев.
В этом плане для заключенных на территории одиннадцатой колонии созданы все условия. С 1999 года работает храм, позже открылась и мечеть. Сегодня постоянно оба прихода посещают около ста человек.
«То, что они сюда приходят, это уже прогресс. Они стремятся к благому. А мы же в свою очередь, представители духовенства, стараемся увеличить их приверженность к прямому пути», – отметил имам мечети Сургута Рустам хазрат Зайляпов.
Воспитательная работа с заключенными в колонии начинается сразу после того, как они переступают порог пенитенциарного учреждения. Например, их привлекают к труду. На базе ИК организовано несколько производств, открыто училище. Таким образом за время отбывания наказания часть спецконтингента может освоить профессию и после освобождения работать по специальности. Духовное воспитание немного глубже. Оно направлено на внутреннее исправление и ресоциализацию, чтобы и после освобождения побывавшие в местах не столь отдаленных все-таки вступили уже на прямой путь жизни.