Сургут прямо сейчас, наверное, не слишком прекрасен. Северная весна, надо сказать, особое время года, когда огромная масса снега, скопившаяся за зиму, начинает таять. Промерзшие ливневки не справляются с потоком воды, все это стоит на улицах и, конечно, портит не только внешний вид, но и облик домов и зданий, машин, пешеходов, которых, бывает так, окатывают с ног до головы отвлекшиеся водители. Улица Грибоедова – регулярно в лужах, хотя, казалось бы, там относительно недавно сделали капитальный ремонт. А это въезд в город со стороны железнодорожного вокзала, здания, которого, кстати, нет, снесли.
С воздушными воротами чуть получше – аэропорт стоит, не такой современный, конечно, как «Шереметьево» или «Толмачево», уже не отвечает требованиям по пропускной способности, но крыша над головой есть, есть даже несколько телетрапов, появившихся в ходе одной из реконструкций. Да и улица Аэрофлотская, ведущая в город, до перекрестка с Киртбая – в относительно неплохом состоянии, а вечерами еще и преображается за счет подсветки.
Нет в Сургуте автовокзала и речного порта, есть автостанции и причал, оба объекта – фактически под открытым небом. И если по одному из них существует принципиальное понимание примерных сроков и визуального оформления, то по другому, речному, нет даже ясности, нужен он или нет. На каких отметках сейчас находится строительство и реконструкция четырех вокзальных комплексов в Сургуте?
«Сургутские ворота в город, причем, любые – будь то воздушные, железнодорожные, автомобильные и даже речные – либо вовсе отсутствуют, либо существенно отстают от реалий», – это мнение председателя думы Сургута, с которым, в общем-то, не спорили ни депутаты, ни державший ответ перед ними руководитель департамента архитектуры и градостроительства Алексей Фокеев.
«Мы опаздываем за развитием Сургута и за развитием ХМАО-Югры, у нас строится сейчас второй мост, это будет дополнительная транспортная и пассажирская нагрузка на Сургут. Президент обозначил в своем послании строительство Северного железнодорожного пути – через Нижневартовск, дальше в Томск, нагрузка на Сургут кратно возрастет, в том числе и пассажиропоток», – отметил Максим Слепов.
Железная дорога – первый ключевой инфраструктурный объект. Сам по себе он вопросов не вызвал, инвестпрограмма реализуется. Но вот очередной виток споров возник вокруг автовокзала и идеи его размещения рядом с железнодорожным. Проектная документация последнего сейчас на госэкспертизе, обществу «РЖД» рекомендовано обеспечить получение ее итогов до 28 июня. Инвестор предусматривает внутри помещения операционно-кассового зала и мест ожидания под функцию автовокзала. Архитектурные решения согласовали в мэрии и на градостроительном совете.
«По результатам заседания рабочей группы по вопросам развития, модернизации железнодорожной инфраструктуры и повышения качества перевозок ж/д транспортом по территории ХМАО было принято решение размещение автовокзала осуществить в здании ж/д вокзала в рамках реализуемого инвестпроекта, в том числе по определению схемы расположения пассажирских платформ, мест для стоянки автотранспорта на прилегающей к вокзалу площади», – рассказал Алексей Фокеев.
По словам Алексея Фокеева, РЖД подробно спроектируют привокзальную площадь после прохождения экспертизы всего железнодорожного комплекса. Технологические решения уточняются, параметры связи уличной сети с вокзальной меняются.
«Классная идея, объединить ж/д и автовокзал, все хорошо, а где там ставить большегрузные автобусы большого класса, городские, междугородние и личный транспорт пассажиров. И мы говорим, покажите схему планировочной организации земельного участка. Из ваших слов говорят, мы ее еще не разработали. Мы думаем, как она поменяется по результатам экспертизы», – прокомментировал депутат думы Сургута Владимир Болотов.
«Там было место и постоянного хранения транспорта, и отстоя транспорта, место парковки, посадки в автобусы, была заявка, есть место, ДГХ может подтвердить, через улицу Привокзальную есть место отстоя местного транспорта – городских, что касается отстоя междугородних автобусов, планируется на территории принадлежащей РЖД, там, где был старый ж/д вокзал одноэтажный, деревянный, вот на этой территории планируется место отстоя», – ответил Алексей Фокеев.
«По той информации, что я видел, там катастрофически не хватает места, и сейчас нужно срочно садиться и искать рядом, может, муниципальные участки для того, чтобы организовывать гостевые парковки, разъезды, хранение транспорта. Ряд избирателей, в том числе с ж/д района, не очень обрадовались новости появления автовокзала, потому что это автоматически приведет к увеличению нагрузки на дорожно-тропиночную историю», – добавил Владимир Болотов.
Депутаты даже припомнили, что в свое время существовала концепция объединения не железнодорожного, а речного вокзала с автомобильным. Это бы обеспечивало зданию пристани кругогодичную, а не сезонную нагрузку.
«Речпорт, речвокзал и автовокзал, как вы говорите, что сезонный момент, автовокзал работает, река пошла, так же, как в Ханты-Мансийсе. Прекрасное место, зона отдыха, там приделать. Все идет к тому. Надо делать красивый автовокзал, красивый речпорт, поэтому у меня такое предложение, отойти от этих моментов, что мы сделаем станции промежуточные. Надо делать нормальный автовокзал, тем более что он нам нужен, чтобы работал речпорт», – прокомментировал депутат думы Сургута Евгений Барсов.
При этом, по словам руководителя департамента архитектуры и градостроительства, окружные документы территориального планирования и генплан Сургута до сих пор предусматривают создание автостанции в районе речного вокзала. Но есть проблема – у причала нет здания. Когда его построят, неизвестно. Переносить сейчас автовокзал туда, по мнению некоторых депутатов, равно оставить город без важного транспортно-логистического объекта еще на несколько лет.
«Автовокзал – уже 15 лет спорим, где у нас будет. И нашли решение какое-то, которое устраивает худо-бедно большинство. И сейчас брать и опять говорить, нет убираем с ж/д, с аэропорта, мы опять оставим наш город без нормального сообщения еще на десятилетие. Раз вот есть решение рабочее, которое позволяет делать, надо делать», – подчеркнул депутат думы Сургута Алексей Кучин.
Автостанция останется и у аэропорта. Ему, к слову, могут выделить дополнительный земельный участок за счет лесного массива для обустройства парковки. Она там де-факто и так есть, но жители, пассажиры просят благоустройства этой территории уже давно.
«Округ уже направил предварительную схему возможного размещения дополнительных элементов аэропорта, чтобы увеличить, соответствовать фактической пропускной способности с учетом инфраструктуры. То есть это предварительная схема, есть там ряд вопросов наложения охранной зоны источников водоснабжения. Мы со стороны администрации сформулировали замечания, видение. Окончательной схемы компоновочной, куда все это будет развиваться с учетом рулежек и всех инфраструктурных элементов, окончательной схемы мы не получили», – отметил Алексей Фокеев.
Депутат Болотов предлагает намекнуть владельцам авиагавани на несоответствие проектной пропускной мощности объекта существующим реалиям и поинтересоваться планами: «Они говорят, мы ищем инвестиции, тогда мы переключаемся, вопрос поиска инвесторов. Второй вариант, они говорят, нам мешает зона конденсатопровода, надо чтобы Газпром ее уменьшил, тогда мы понимаем, что вектор направления работы города, наш с вами, заключается в том, чтобы провести работу с Газпромом, организовать компенсационные мероприятия, которые Газпром предлагал в прошлом году вам, сократить эту зону с 5 километров до 1,5 и обеспечить не только реконструкцию аэропорта, а целый пласт земель городских вывести из запрета и ввести в градостроительный оборот».
«Мы сегодня заинтересованы в том, что при планировании развития этих пассажирских комплексов, первое – увеличить скорость рассмотрения вопросов, и если требуется наше участие, мы готовы также ускориться. Учитывая, что эти объекты федерального и регионального значения, мы сегодня должны довести запрос населения в вышестоящие инстанции. Потому что, к сожалению, на сегодняшний день ни один объект не отвечает требованиям и запросам жителей Сургута», – акцентировал Максим Слепов.
Максим Слепов предложил подготовить обращения от городского парламента в региональную думу и правительство округа, дабы получить содействие в решении существующих вопросов. Их сформируют и передадут народным избранникам. А тема реконструкции, содержания и функционирования всех ворот в город останется в повестке, в следующий раз ее обсудят в июне.
  Оперативные новости и городские моменты в нашем телеграм-канале