В Сургуте этим летом вдвое выросло число
электросамокатов. Это данные ГИБДД,
которые ведомство получило от компаний,
предоставляющих средства индивидуальной
мобильности в аренду в нашем городе.
Если в прошлом году на улицах крупнейшего
муниципалитета Югры находились около
тысячи электросамокатов, то в этом году
- уже две тысячи.
«В том году
за этот период на сегодняшний день было
оштрафовано, привлечено к административной
ответственности 78 граждан, в этом году
- уже 218. По ПДД 24 глава действует, вторая
и третья части 12.29. Вторая часть - штраф
800 рублей, нарушение ПДД, если в состоянии
опьянения, то третья часть действует —
штраф до полутора тысяч рублей», -
рассказал OMEDIA! врио начальника
Госавтоинспекции УМВД России по Сургуту
Сергей Салиенко.
Растет и число
аварий. В том числе с пострадавшими на
проезжей части. В 2024 году травмы получили
уже два ребенка. Есть и другие инциденты,
в одном из них райдер на пешеходной
дорожке сбил женщину. Сейчас решается,
есть ли в действиях парня, управлявшего
самокатом, состав преступления.
«20 июня в
районе дома 63 по улице Энтузиастов на
тротуаре несовершеннолетний 2006 года
рождения, управляя самокатом, допустил
наезд на пешехода - женщину 1951 года
рождения. В результате ДТП пешеход
получила телесные повреждения и была
доставлена в медицинское учреждение.
В настоящее время сотрудники полиции
проводят проверку по данному факту», -
поделилась начальник отделения по
связям со СМИ УМВД России по Сургуту
Елена Ким.
Пострадавшая
получила тяжелый перелом шейки бедра,
ей потребовалась операция и протезирование.
В больнице провела почти две недели.
В Госавтоинспекции напоминают о том,
что водители электросамокатов и иных
средств индивидуальной мобильности, к
которым относят также велосипеды,
скейтборды, сигвеи и прочие транспортные
средства, обязаны соблюдать правила
дорожного движения. Владельцев СИМов
внесли в пункт 24.8 ПДД, одно из предложений
которого, например, запрещает пересечение
пешеходных переходов. Спешиваться нужно
обязательно. О том же говорят и правила
прокатных компаний, которые сдают
электросамокаты в аренду.
«На пешеходном
переходе райдер обязан спешиться и
провести самокат рядом с собой. Вот прям
так и написано в ПДД. Сойдите с самоката.
Почему это важно? По пешеходным переходам
можно ходить только со скоростью обычного
человеческого шага. Давайте представим
обратное. Люди спокойно идут по "зебре",
и тут в их поток резко вклиниваются
скоростные самокатчики. Что будет?
Пешеходы начнут шарахаться по сторонам,
выходя за пределы разметки. А что насчет
водителей? Они просто не успеют
притормозить заранее, если на большой
скорости вылетит электросамокат. Именно
поэтому пешеходам запрещено пересекать
переходы бегом», - отмечают специалисты.
А что же сами
пешеходы? Они сходятся во мнении, что
самокатов в городе резко стало много,
а культура вождения у многих таких
райдеров отсутствует.
«Они везде,
где хотят, там и ездят», «Там, где много
людей, конечно, плохо. Так где-то вдоль
дорог, где не так много пешеходов,
более-менее нормально. Но вот здесь
достаточно оживленный тротуар, всегда
много народу и днем, и вечером. Мне
кажется, здесь не очень хорошо», «Конечно,
страшно, что могут сбить в любой момент.
Они гоняют, думаю, слишком. И за них
переживаешь, и за людей переживаешь,
которые просто пешие», - жалуются
сургутяне.
Полицейские
проводят регулярные рейды, где напоминают,
причем не только самокатчикам, но и
велосипедистам об основных правилах.
Основная аудитория таких профбесед,
кстати, дети и молодежь.
«Смотрю,
управляете средством индивидуальной
мобильности. Полных лет 18 уже есть,
совершеннолетний. Скажите, придерживаетесь
ли ПДД перед пересечением проезжей
части, спешиваетесь с данного средства
индивидуальной мобильности? Об этом
все знаете? Также что хотелось бы еще
сказать, что данное ТС также является
средством особой опасности, то есть вы,
как лицо управляющее СИМ, также несете
ответственность, не забывайте, пожалуйста
это», - напоминают полицейские.
Инспекторы
отмечают, что увеличение числа
электросамокатов и появление
электровелосипедов добавило напряженности
как на тротуарах, так и на пешеходных
переходах. Отмечают и профилактическую
работу. Дети стали чаще на «зебре» не
переезжать, а переходить проезжую часть.
Есть и обратная
сторона медали. И велосипедисты, и
самокатчики утверждают, что многие
пешеходы оказались не готовы делить
тротуары с теми, кто двигается быстрее.
Иногда приходится выбирать - или сбивать,
или падать. Дмитрий выбрал второй
вариант.
«Я ехал по
довольно широкому тротуару и 2/3 было
занято девушками с колясками, они что-то
копошились со своими детьми, я сбавляю
скорость, хочу объехать, и тут девушка,
не смотря назад, просто встает передо
мной и у нас буквально метр до столкновения.
Я падаю. И в их глазах я был супер виноват
в том, что я сам упал. Но, я считаю, что
виноваты все. В общем, мы поругались с
ними. Извините, девчонки», - рассказал
Дмитрий Луцко.
Делят дорогу
самокатчики не только с пешеходами, но
и с автотранспортом. По данным научного
центра безопасности дорожного движения
МВД России, за последние четыре года в
стране число аварий с участием
электрических средств индивидуальной
мобильности выросло в 22 раза. Почти
половина пострадавших в ДТП самокатчиков
— люди до 25 лет. Четверть всех аварий
происходит на тротуарах, пятая часть -
на пешеходных переходах. Как автомобилисты
Сургута относятся к владельцам
электрической двухколесной техники,
мы узнали на улицах города.
«К самокатчикам?
Плохо отношусь. Почему? Город не
приспособлен же. Нет отведенных полос,
травматизм растет», «К самокатчикам
вроде нормально отношусь, но они опасно
ездят. По сторонам вообще не смотрят.
Не знаю, где-то надо в отдельном
определенном месте кататься», «Ехала,
он вылетел, благо, что тормоза хорошие,
прям затормозила. И в основном это
подростки», - поделились мнением
автомобилисты.
«Я бы
посоветовал родительский контроль,
прежде всего. Не выпускать детей на
проезжую часть. Прежде чем покупать
своему ребенку СИМ и разрешать выезжать
ему на этом устройстве за пределы двора
или парковой зоны, надо приобретать
средства пассивной защиты - велошлемы,
наколенники, налокотники, а также же
световозвращающий жилет. Убедитесь,
что ребенок знает ПДД, касающееся
передвижения на СИМ, и всегда их соблюдает.
Обговорите заранее с ребенком те места,
куда он может поехать на СИМ, а где
кататься нельзя. И время от времени
контролируйте, насколько соблюдается
эта договоренность», - пояснил Сергей
Салиенко.
После череды
резонансных дорожно-транспортных
происшествий в России крупнейшие
кикшеринговые операторы ввели свои
штрафы. За передачу управления
средством индивидуальной мобильности
ребенку придется заплатить 10 тысяч
рублей, за поездку вдвоем
на электросамокате - 5 тысяч рублей,
за неспешивание на пешеходном
переходе - одну тысячу, а за некорректную
парковку — 500 рублей. И это вдобавок
к тем штрафам, которые установлены в
КоАП. Также операторы могут заблокировать
карту и аккаунт на любой срок. Кроме
того, консорциум кикшеринговых операторов
обсуждает создание единого реестра
нарушителей, которых будут лишать
доступа ко всем сервисам разом. По
статистике в стране в прошлом году
поездки на электросамокатах, велосипедах
и иных арендных средствах индивидуальной
мобильности осуществили 36,5 миллионов
человек.