В Сургуте преодолели последствия небольшого коллапса начала сентября, когда на линию не вышел целый ряд автобусов. Подрядчик по обслуживанию городских маршрутов «ЗапСибАвто» допустил срыв бесперебойной работы - на линию вышли не все автобусы. Увеличилось время ожидания автобусов под номерами 18, 26 и 68. 
С представителем перевозчика тогда встречался глава Сургута. 
«Предоставление услуг общественного транспорта - это государственная услуга. Как будет работать рынок этих услуг, насколько он будет работать бесперебойно. Мы в этом заинтересованы в первую очередь, чтобы были спокойны пассажиры, ну и безусловно, что касается ваших сотрудников, непосредственной производственной силы, в этой части, можете их заверить, у нас достаточно много работы и работы хватит всем», - подчеркнул глава Сургута Максим Слепов.
Руководитель СПОПАТ тогда говорил, что всему виной дефицит кадров у субподрядчика. Не хватает водительского состава из-за естественной «текучки» специалистов, отпусков сотрудников. Стабилизировать положение помогло перераспределение сил. 
«Было принято решение перераспределить производственные мощности перевозчика, закрыть все направления. 26 маршрут мы передали ООО «Центр», 16, 107, 111 мы забрали, обслуживает СПОПАТ. 18 маршрут остался у субподрядчика «ЗапСибАвто», но сняв с них нагрузку по дополнительным маршрутам, у них высвободились водители и появилась возможность закрыть маршрут 18 в полном объеме», - рассказал генеральный директор АО «СПОПАТ» Александр Попов.
Были нарекания на работу маршрута №68. Его с прошлой недели также обслуживает СПОПАТ. А регулярность движения техники, количественный выход на линию теперь отслеживается на уровне руководителя Сургута. 
«Глава держит на контроле регулярность движения транспорта. Было дано задание департаменту осуществлять эту работу, что мы делаем ежедневно с руководством СПОПАТа. Эта ситуация на сегодняшний день нормализовалась », - отметил начальник отдела по организации транспортного обслуживания населения департамента городского хозяйства Сургута Рустам Гильманов.
Нагрузка на СПОПАТ растет. Сейчас в городе техника курсирует по 33-м направлениям. 21 маршрут обслуживает главный городской перевозчик. И не факт, что с такой нагрузкой он бы справился, если бы не обновление автопарка. В текущем году на линию вышли 40 абсолютно новых автобусов. 30 из них куплены в лизинг, 10 - за собственные средства. Еще 11 появившихся на городских магистралях транспортных средств – подержанные из Нижневартовска, среднего класса. Машины возрастом 7-10 лет заменили устаревшую технику, возрастом вдвое старше. Но не всю. Из 97 машин, которые сегодня выходят на линию, остались те, которым и 16, и 18 лет. Они чаще ломаются, а следовательно - ломают расписание.
«Среднего класса машин у нас в достатке. Малый класс у нас на линии не используется, это не совсем комфортно для пассажиров, которые пользуются общественным транспортом. Сегодня речь идет только про большой класс. На тех маршрутах, где ходят старые автобусы. Если говорить в цифрах, среднего класса используется 47 единиц, но мы располагаем боевыми единицами - 70. Даже сегодня есть смысл пересматривать маршрутную сеть с точки зрения перераспределения нагрузок пассажиропотока и коррекции класса», - пояснил Александр Попов.
Это уже происходит. Транспортная система, отмечают в мэрии Сургута, гибка, способна реагировать на запросы жителей. По их предложениям с мая прошлого года ввели пять дополнительных маршрутов, в той или иной степени откорректировали движение 15-ти: двигали расписание, стараясь сделать его более динамичным, зависящим от часов пик.
«У нас есть автоматизированная система оплаты проезда, которая рассчитывает количество поездок по каждому маршруту каждый день. Эти данные у нас есть, мы по ним соответственно определяем, сколько автобусов нам нужно, в какой период, в какое время. В час пик у нас всегда автобусов и людей больше. В течение дня эта ситуация меняется по-разному на разных маршрутах », - добавил Рустам Гильманов.
В СПОПАТе снимают реальные показатели пассажиропотока. На таких маршрутах, как 13, 88, 99, например, видят, что нет необходимости ставить машины большого класса - даже в часы пик они далеки от абсолютного наполнения. Поэтому вышли с предложением заменить машины на менее вместительные. Это будет удобно для заказчика и предприятия, а жители получат еще и сокращение интервала движения. 
«В части 68 маршрута меняется большой класс на средний, при этом увеличивается на 2 машины, чтобы обеспечить ритмичность общественного транспорта по этому маршруту и сократить ожидания пассажиров», - озвучил гендиректор АО «СПОПАТ».
При этом, есть дефицит транспортных средств, особенно большого класса. Без них на таких маршрутах, как 45-й и 47-й, а летом и на всех дачных направлениях - никуда. Стоимость одной такой машины, отвечающей всем требованиям: с кондиционером, валидаторами, на газомоторном топливе - чуть меньше 20 миллионов рублей. Городу нужно минимум 70 единиц. Сумма в полтора миллиарда рублей - неподъемна для СПОПАТа, это больше годовой выручки предприятия. О переговорах с окружными властями еще 8 июля заявил глава Сургута. 
«Эту проблему озвучивали и врио губернатора. И на сегодняшний день он тоже активно включился в эту работу, поддерживает, в том числе, нас. Я имею ввиду обеспечение новыми транспортными средствами. По какому пути мы пойдем - мы узнаем дальше. Мы сейчас, в ближайшее время будем добавлять маршруты, будем нивелировать все отрицательные моменты, которые накопились за последнее время», - заметил Максим Слепов.
«Автобусы нам нужны, но с такой ситуацией, чтобы помощь была оказана. Заявка подавалась еще в мае, но без помощи округа закупить все не сможем. Сейчас ждем ответа от округа, чтобы решить этот вопрос», - добавил Рустам Гильманов.
«Мы просили субсидию на покрытие кредиторской задолженности. Естественно, самостоятельно предприятие сегодня не имеет финансовых ресурсов заходить в лизинг и брать какое-то количество автобусов. Без определенной поддержки - окружной, администрации, совместной поддержки - предприятие самостоятельно не сможет обновить подвижной состав. Что также скажется на качестве обслуживания пассажиров», - рассказал Александр Попов.
Пока поддержку оказывает администрация Сургута. СПОПАТ получит субсидии, которые покроют расходы на выплату процентов по лизингу 30 автобусов и на покрытие кредиторской задолженности, кассовых разрывов. Они появились из-за подорожания топлива, запчастей сверх пределов, заложенных в контракте на обслуживание, а также поездок по низкоэффективным маршрутам.
«На думе принято решение, чтобы выделить СПОПАТу определенное количество финансовых средств, которые нужны для покрытия лизинговых платежей и покрытия убытков за прошлые периоды», - рассказал Рустам Гильманов.
Речь идет о сумме 170 миллионов рублей. Предприятие привлекало кредиты для обеспечения стабильности. Теперь удастся закрыть все кассовые разрывы, расплатиться по долгам. А, чтобы не повторять этот путь, СПОПАТ хочет отказаться от функции генерального оператора сургутских маршрутов. 
«Мы уходим от действующих контрактов по согласованию с администрацией города, расторгаются эти контракты. СПОПАТ уже не будет единым перевозчиком, как это является сегодня. Мы планируем выйти на конкурсы и победить в этих конкурсах именно в тех объемах, в которых нам комфортно будет обслуживать с точки зрения наших производственных мощностей. Также полагаем, что и те перевозчики, которые сегодня у нас находятся на субподряде, пойдут на эти конкурсные процедуры и будут самостоятельными субъектами на маршрутной сети нашего города», - подчеркнул генеральный директор АО «СПОПАТ».
Исходя из финансовой отчетности СПОПАТ за прошлый год, компания на 60 с лишним процентов нарастила выручку, которая достигла одного миллиарда рублей. Убыток сократился с 96 до 46 миллионов рублей. Предстоящее изменение схемы взаимодействия с главным заказчиком - администрацией Сургута - по словам руководителя автотранспортного предприятия, позволит выйти в ноль или даже в небольшой финансовый плюс.