К концу этого года в нашей стране планируют утвердить стратегию цифровой трансформации сферы науки и высшего образования до 2030 года. Процесс реализации этого проекта обсуждали во время конференции «Цифровая индустрия промышленной России». К августу должны сформировать документ, который станет основой для следующего планирования деятельности внутри высших учебных заведений и научных организаций. Сегодня уже сформулированы семь основных блоков этого регламента, такие как приоритеты, оценка состояния отрасли, сценарии реализации стратегии, проекты, порядок мониторинга реализации. Главная цель – обеспечить технологический суверенитет сферы науки и высшего образования.
«Что мы поняли, когда встречались три раза большим профсообществом, что цифровизация и цифровая трансформация – это два абсолютно разных процесса. Но чтобы трансформировать сферу науки и высшего образования, нужно оцифровать то, что мы сейчас имеем. Главное – не делать это огульно. Попробовать выделить некоторые приоритеты, нужные вещи, которые триггерят вашу деятельность, деятельность вузов, научных организаций и попробовать их оцифровать», – отметила заместитель министра науки и высшего образования РФ Дарья Кирьянова.
Она добавила. что после цифровизации вузы должны подумать над тем, какой они видят свою деятельность в дальнейшем. При выборе механизмов и инструментов для достижения поставленной цели они должны опираться на стратегический документ цифровой трансформации. В обсуждении этого вопроса принимал участие проректор национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Сергей Рощин отметил, что требования к компетенция выпускников вузов к 2030 году претерпят значительные изменения. Одна из причин – сокращение численности молодежи и, соответственно, тех, кто оканчивает университеты. Как следствие, страну, вполне вероятно, ждет гонка заработных плат среди работодателей, которым нужны квалифицированные специалисты.
«Молодежная когорта усохла на 20 процентов. Собственно говоря, специалистам это было понятно, что сейчас происходит: приходят работодатели и говорят: «Где люди?», а их не будет. Если сложить все пожелания и сколько нам кого надо из разных сфер, миллион айтишников, тех и так далее, я могу сказать, что это приблизительно в 1,5-2 раза превысит реально ту когорту, которая есть. Невозможно, чтобы у вас был один водитель, один переводчик с английского языка, другой с цифры, а третий, кто ездит в этом автомобиле, ему все эти помогают. Этого не будет», – подчеркнул Сергей Рощин.