Минувшую зиму в Югре можно назвать достаточно мягкой. Заходившие в регион многочисленные циклоны обусловили большое число дней, когда столбики термометров поднимались выше климатической нормы. Количество осадков тоже превысило средние показатели. Синоптики рассказывают – высота снежного покрова порой достигала метра, тем не менее масштабного паводка специалисты не прогнозируют: сильного промерзания почвы не произошло, тающему снегу есть, куда уходить. Гидрологи сообщают, что уровень воды на реках Ханты-Мансийского округа ожидается близким к норме.
В целом интенсивность половодья зависит от весенних погодных условий. Сейчас переход через ноль идет постепенный, и первая декада апреля не отличится высокими температурами, полагают метеорологи. Чем они руководствуются при составлении прогнозов, чьим предсказаниям верить и работают ли народные погодные приметы?
Относительно точным считается прогноз на 10 суток, зимой можно верить заявленной синоптиками температуре на неделю. Летом, когда ситуация в атмосфере меняется быстрее, наиболее достоверными будут данные на ближайшие 5 дней. Так утверждают профессионалы. А вот брать ли в расчет народные приметы?
«Когда я училась в техникуме, нам преподаватель говорила, что когда солнце садится и розовый закат, красный закат, это будет ветер. Это научное объяснение. От того, что атмосфера мутная, неровная, солнце искажается, поэтому видно, что красное. Значит, ветер будет на следующий день. Кстати, это работает», – рассказала техник-метеоролог авиационной метеостанции «Сургут» Людмила Хоменко.
Приметы работают, но только научно обоснованные. «Холодная зима – теплое лето. Про это часто говорят и многие в это верят. Это тоже абсолютно не соответствует действительности. Давайте вспомним какой-нибудь 2014 год, когда после достаточно холодной второй половины зимы все ждали очень теплый июль, а он получился самым холодным за 90-летнюю историю наблюдений. Можно много таких примеров приводить. Пока говорить о том, что будет летом, затруднительно, плюс мы должны понимать, что есть всегда определенная противофаза», – отметил доцент кафедры картографии и геоинформатики Пермского государственного научно-иследоательского университета, инженер ГИС-центра Андрей Шихов.
Пример противофазы: жара в европейской части России – холода на ее другом краю. Нагляднее всего это работает в направлении Москва – Западная Сибирь, утверждают исследователи.
В России история наблюдений за погодными явлениями насчитывает без малого два века. Сейчас в состав единого Гидрометцентра входят более 20 подразделений, порядка полутора тысяч метеостанций, хотя они не основной элемент для получения прогнозов.
«Метеорологические модели – модели циркуляции атмосферы. Чтобы их воспроизводить, нам нужны данные о температуре, влажности, скорости ветра на разных высотах. Тут два основных источника: это данные радиозондов – достаточно редкая сеть станций, которые два раза в день запускают зонды, есть наблюдения с самолетов. В последнее десятилетие происходил очень быстрый взрывной рост именно спутниковой составляющей и технологий усвоения этих данных в моделях», – добавил Андрей Шихов.
Отдельные структуры работают на авиацию. Аэропорты классифицируются по многим параметрам. И один из них – метеоусловия. У воздушной гавани Сургута они сложные.
«В летний период преобладают северные ветры, зимой – южные, а взлетно-посадочная полоса ориентирована перпендикулярно, поэтому боковой ветер. Это влияет особенно на маленькие самолеты, вертолеты. Задержки бывают из-за погодных условий, мы это не скрываем. Но синоптики работают у нас хорошо, они в основном все эти задержки предсказывают. За прошлый год у нас все прогнозы по задержкам были оправданы», – пояснила начальник авиационной метеостанции «Сургут» Марина Харитонова.
Составленные суточные прогнозы в закодированной форме поступают экипажам воздушных судов и диспетчерам. Публикуются и в свободном доступе. Кстати, наверное, все замечали, что данные метеорологических интернет-сайтов могут разниться. Как поясняют синоптики, Яндекс, например, берет показатели с метеостанции аэропорта, большинство других сервисов – с городских точек наблюдения. Они зачастую располагаются друг от друга на расстоянии в несколько десятков километров, смонтированы в разных условиях по рельефу, температура может различаться в пределах семи градусов.
«Раньше получали данные с метеостанций. Потом был техник-наноситель. На обычную слепую карту наносил точки с погодой. Потом синоптик с помощью специальных линеек, расчетов тащила точку самостоятельно, смотрела, откуда идет воздушная масса. Сейчас изобрели такую программу, называется ГИС-метео. Практически сейчас все делает эта программа», – добавила Марина Харитонова.
Но без участия человека не обойтись. В аэропорту Сургута из «скворечника» – есть такое шутливое название этого рабочего места – наблюдение за погодой ведут техники-метеорологи.
«Ветер усилился – это все прибор фиксирует. А то, что снег пошел, это визуальное наблюдение. Облачность появилась – это тоже визуальное наблюдение Грозу мы отмечаем тоже визуально. Увидели сначала молнию, если через 10 секунд гром услышали, значит, она ближе трех километров», – объяснила техник-метеоролог авиационной метеостанции «Сургут» Ирина Сорокина.
Составляются климатические выборки за пятилетку. Отмечено: в Сургутском районе если что и осталось неизменным, так это направление ветра.
«Ветер, преобладающий зимой, южный, годовой – юго-западный, а вот летом у нас преобладающий северный ветер. Все осталось по-прежнему. Если температура повысилась – ветер такой же. Только что скорость усилилась. Раньше у нас не было таких ветров, чтобы 23-25. Сейчас в градации встречаются такие ветра», – прокомментировала Людмила Хоменко.
«Летние периоды с положительной температурой раньше были 3-4 месяца, сейчас – 6-8 месяцев. Зимы стали теплее. У нас февраль был в основном холодный месяц, а нынче нет», – привела пример Ирина Сорокина.
А вот количеством осадков минувшая зима отличилась. И уже есть предварительные прогнозы на грядущий паводок.
«Высота снежного покрова максимально до метра доходила в этом сезоне. Снега выпало больше, чем обычно, но тем не менее гидрологи мне пишут, что в основном половодье, каким оно будет, будет зависеть от весенних погодных условий. Они пишут, что уровни воды на реках в Ханты-Мансийском округе ожидаются близкие к норме. Они какого-то такого суперполоводья не ожидают», – отметила ведущий синоптик отдела метеопрогнозов Ханты-Мансийского ЦГМС Светлана Сенина.
Создание точных погодных прогнозов – очень ресурсоемкий процесс. В текущей ситуации уже произошло сокращение взаимодействия российских синоптиков с зарубежными коллегами, остановлены поставки микроэлектроники. В ближнесрочной перспективе ожидают нехватку кадров. В Росгидромете признают эту проблему. У молодежи зарплата в отрасли «погоды не делает», а профессионализм все-таки приходит с опытом.
«Есть у нас такой известный синоптик Евгений Тишковец, все вы его знаете. Он очень часто, не понимаю как, очень часто угадывает с долгосрочными прогнозами, самое главное – не боится их делать. Вот у него был долгосрочный прогноз о том, что лето в Москве будет жаркое. Вы, как жители Западной Сибири должны понимать, что, скорее всего, оно будет холодным в Западной Сибири. Вам стоит надеяться, чтобы этот единственный пока опубликованный долгосрочный прогноз не сбылся», – резюмировал Андрей Шихов.
Радикальный способ для метеозависимых – сменить климат. Более стойкие убеждают себя в том, что у природы нет плохой погоды, радуются чередованию сезонов и возможности обновить гардероб. Ведь даже уход с российского рынка ряда модных марок не сможет помешать нам выглядеть стильно и эффектно. Но это уже другая история.