Обращения граждан, пострадавших от так называемых телефонных мошенников правоохранители принимают ежедневно. С начала года в Сургуте зарегистрировано 741 такое преступление. Общий причиненный ущерб – более 95 миллионов рублей. Сотрудники МВД отмечают, что раскрываемость дистанционных правонарушений выросла и составляет 44 процента, в прошлом году – 36 %. В основном граждане попадаются на удочку псевдосотрудников банков, правоохранительных органов, следственного комитета, ФСБ. Они извещают владельцев пластиковых карт о том, что на счете происходит подозрительное движение средств, якобы незаконное списание либо оформление третьими лицами кредита. Для предотвращения потери денег злоумышленники предлагают совершить ряд действий, в результате которых доверчивые граждане допускают утечку персональных данных и по-настоящему лишаются своих накоплений.
«Буквально пару дней назад к нам обратился мужчина 50 года рождения. Он перевел мошенникам 7 миллионов рублей. Тоже схема обычная: позвонили, представились сотрудником Центрального банка, далее соединили с сотрудником правоохранительных органов, который якобы подтвердил, что действительно позвонил работник банка и сказал, что в отношении ваших счетов происходят мошеннические действия. Чтобы ваши денежные средства сохранить, необходимо их перевести на резервные счета, так скажем, сохранные ячейки, где якобы в дальнейшем они будут находиться в безопасности. Мужчина поддался уловкам мошенников, снял свои сбережения и перевел мошенникам», – рассказал начальник отделения по противодействию преступлениям, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий ОУР УМВД России по Сургуту Ильдар Ильясов.
Пожилые люди остаются самой уязвимой категорией, они чаще всего поддаются на такой обман. Но и представителей других возрастных категорий мошенники вниманием не обходят. Популярными остаются обманы покупателей через сайты бесплатных объявлений. Появилась еще одна разновидность незаконного отъема средств у населения – звонок поступает якобы из компании сотовой связи, человеку предлагают продлить действие СИМ-карты. Для этого тоже необходимо назвать определенную комбинацию, пароль, который придет на телефон. С помощью этих цифр виртуальные грабители также легко овладевают данными личного кабинета жертвы и производят преступные манипуляции.
Правоохранители ведут профилактическую работу с населением, сотрудники ходят в многоквартирные дома и разъясняют сургутянам методы действий мошенников и как поступить, когда телефонный звонок кажется подозрительным. Администрация города в свою очередь также доводит информацию до населения. Тематические баннеры размещены в крупных торговых центрах, на экранах в транспорте, распространяются просветительские буклеты и листовки.
«Хотел бы обратиться от лица администрации к горожанам и попросить их проявлять бдительность и критичное мышление. Если вам звонят, пишут или как-то обращаются по поводу совершения каких-либо действий, прошу вас выслушать, а лучше всего скинуть этот телефонный звонок, перезвонить в этот банк или обратиться лично в банк и узнать, производились ли какие-то действия», – отметил заместитель начальника управления по вопросам общественной безопасности администрации Сургута Александр Вечтомов.