


Роспотребнадзору и раньше практически всегда нужно было уведомлять о внезапном контроле за 24 часа до его начала, допустим, директора магазина, если ситуация, конечно, не чрезвычайная. Теперь и вовсе, чтобы специалисты выехали на место, вам, если хотите приструнить нерадивого бизнесмена, продающего просроченную продукцию, необходимо попытаться урегулировать вопрос с предпринимателем самостоятельно. Кстати, и активистов общественных движений, которые борются с нарушением административного законодательства, хотят наделить реальными правами. Схожими, например, с полицейскими или с правами сотрудников того же Роспотребнадзора. Такое решение, считают эксперты, позволит добровольным помощникам правоохранительных и контрольно-надзорных органов «перейти в правовое поле». Предложение связано с регулярными скандалами в разных городах страны, связанных с деятельностью проектов «СтопХам», «Ревизорро», «Хрюши против». Но чем подобная инициатива может обернуться для самих общественников и хотят ли они узаконенного статуса? Корреспондент телерадиокомпании» Сургутинтерновости» разбирался в вопросах ужесточения контрольных и внезапных проверок. [image, 1] В Сургуте ни проекта «Ревизорро», ни «СтопХама» нет. Из общественных организаций федерального уровня в нашем городе действуют пока лишь «Хрюши против». Их задача – борьба с просроченной продукцией. «В основном это кисломолочные продукты, кондитерские, хлебобулочные изделия. Очень грустно, но это еще и детское питание, практически в каждом магазине мы находили просроченные детские продукты. Мы выбираем магазин по жалобам, суммируем их, и магазин, на который поступило большое количество жалоб, является целью нашего рейда», – рассказала руководитель общественной организации «Хрюши против» в г. Сургуте Агата Гридина. В региональном Роспотребнадзоре отмечают, что вклад этой организации в общую копилку всех выявленных нарушений достаточно невелик. Но и это – помощь. «Взаимодействие происходит в рамках 294 ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП при проведении Госнадзора». Поэтому по мере выявления продукции с истекшим сроком годности общественная организация направляет информацию в территориальный отдел по г. Сургуту», – отметила заместитель руководителя Роспотребнадзора по ХМАО-Югре Инна Кудрявцева. В окружное управление за год поступило больше трех тысяч обращений. Из них на организацию питания населения — 108, на пищевые продукты, которые реализуются с нарушением обязательных требований, — 87. В этих цифрах есть и доля того, что выявили общественники. «Если же смотреть со стороны защиты прав потребителей, то, конечно, их деятельность несет определенную пользу, в плане, что той же просрочки становится меньше. Возможно, помогают тем же магазинам, которые не успевают уследить, может быть, недостаточно персонала, убрать, выявить эту просрочку. Если я не ошибаюсь, пример, по-моему, «Магнит», где даже руководство издало приказ, чтобы оказывать содействие организации «Хрюши против», – пояснил начальник отдела по защите прав потребителей администрации г. Сургута Михаил Яцик. [image, 2] Рейды проводятся раз в неделю, и почти везде реакция продавцов и администрации магазинов на присутствие группы людей, внимательно осматривающих продукцию, негативная. Иногда приходится вызывать и полицейских. Чтобы такого обращения с общественниками представители бизнеса себе не позволяли, ряд экспертов выступил с инициативой наделить их более широкими правами и полномочиями, сделав своего рода муниципальными инспекторами. Но нужен ли этот статус самим волонтерам? Об этом их пока и не спрашивали. «На самом деле нет, потому что мы можем отталкиваться только от жалоб покупателей, потребителей. Если же мы примем статус какой-то конкретной контролирующей группы, то нам нужны будут более веские основания: отравления людей, массовые жалобы людей и что-то подобное. А пока что нам нужны менее веские доводы, дабы устроить проверку в магазине», – считает волонтер общественной организации «Хрюши против» в г. Сургуте Дмитрий Калиненко. [image, 0] К сожалению, и для потребителей, и для общественников с первого января изменились некоторые положения закона о защите прав потребителей. До наступления 2017го процедура была проста. Заявление на просроченный товар или недостоверный ценник можно было написать в тот же Роспотребнадзор сразу же после обнаружения факта нарушения. Хотя и о внеплановой проверке, кстати, почти всегда ведомство должно было сообщать предпринимателю за 24 часа. Теперь будет еще интереснее – поправки защитят бизнес от внезапных инспекций. «С 1 января такой порядок меняется. Увидев какой-то просроченный товар, люди сначала должны будут обратиться в саму компанию. И только после этого, если у них еще останется желание, обжаловать ее решение и в надзорном органе», – сообщил председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. Другими словами, вводится что-то вроде досудебного порядка урегулирования спорных ситуаций. Без этого контролирующий орган не получит законных оснований выехать на инспекцию. С одной стороны, это должно избавить бизнес, в соответствии с поручениями президента России, от большого числа проверок. Но с другой, в обмен на послабления государство ожидает повышенной ответственности от бизнеса. А вот готов ли тот или иной предприниматель ответить достойно, это пока вопрос.
