


Мировая статистика говорит о том, что после снятия режима самоизоляции многие семьи распадаются. Первым с этим столкнулся Китай – количество заявлений на разводы выросло настолько, что офисы, принимающие документы, вынуждены ограничить их количество – до 10 в день. Как выяснилось, люди попросту не знали, кому отдавали свои руку и сердце. Некоторые напрочь испортили отношения с детьми – они оказались не такими идеальными, как привыкли считать вечно работающие родители. Как максимально комфортно пройти режим самоизоляции, улучшить отношения с семьей и эффективно потратить время для себя, рассказала семейный психолог, член Профессиональной психотерапевтической лиги Екатерина Долгушева. Дарья Давыдова: Екатерина, сейчас в Югре действует режим обязательной самоизоляции. Мировая статистика говорит о том, что в подобных ситуациях в других странах выросло количество разводов – люди, когда давали друг другу клятву «и в горе, и в радости», не ожидали, что им придется СТОЛЬКО времени проводить вместе. Наверное, неделя-две вместе – еще куда ни шло, но пока нерабочие дни установлены до 30 апреля, люди начинают друг друга раздражать. Можно ли как-то с психологической точки зрения противостоять не только распространению коронавируса, но и семейным конфликтам, предугадать их и предпринять определенные действия, чтобы их исключить? Екатерина Долгушева: Хороший вопрос – почему люди начинают друг друга раздражать? Раздражение, скорее всего, растет не столько друг на друга, просто мы его выплескиваем на близких, сколько на то, что происходит вокруг, на невозможность себя реализовать. Плюс кто-то мог оказаться в ситуации финансовых трудностей, в связи с этим растет тревога, агрессия. Супруги друг на друга срывают гнев, злость, раздражение либо на детей. Почему на детей, потому что в закрытом пространстве им некуда деть энергию, они не знают, как себя проявить, начинают «дуреть» – бегать, громко кричать, прыгать, разбрасывать игрушки, чего-то за собой не убирать, строить шалаши, балаганы и так далее. Родители к этому не готовы, потому как это же беспорядок, это ведь шум, им хочется, чтобы все было тихо и мирно, но это невозможно. Если это будет происходить, то это уже не дети, это роботы. Это первый момент. Второй момент, который, мне кажется, может осложнять ситуацию в семьях, – это дистанционное обучение. Многие родители были не готовы контролировать этот момент настолько, насколько он требует внимания. Не все дети имеют возможность или навык выходить на обучающие площадки, управлять какими-то заданиями, как их выполнить, порой им неясно, что делать с мышкой. Возможно, в какой-то степени проще тем родителям, у которых дети учатся в старших классах или среднем звене, но вот малыши абсолютно этого делать не умеют. Родителям приходится проходить это вместе с ребенком, делать то, что он не может, изучать то, что узнает он, как-то объяснять ему. Это тоже вызывает дополнительную тревогу и напряжение. Наверное, чтобы все это разрешить, я ничего нового не скажу, но посоветую научиться договариваться. Делать это в нашей стране, к сожалению, не все умеют, но договариваться и планировать свой следующий день. С вечера составлять расписание, что и когда мы делаем. Есть мамы и папы, которые трудятся дистанционно, и тогда нужно для себя четко прописать – в какое время я работаю, в какое время я обедаю, в какое время я пью чай, а когда контролирую ребенка – и проговорить это все с детьми. Я бы сказала так – вести что-то типа круглого стола, когда садится вся семья и обсуждает (с учетом мнения детей), что бы они хотели сделать в свободное время: порисовать, полепить, построить балаган… Важно прописать все это по времени. [image, 1] Если не соблюдать этого режима, сейчас, по крайней мере, у многих моих знакомых есть проблема, что сбиваются биологические часы. Дети ложатся позже, родители, естественно, тоже, утром встать не могут – это не может не сказаться и на физическом здоровье, потому что начинаются головные боли, бессонница, повышается тревожность. На этом круглом столе необходимо принять решение вплоть до того, во сколько у нас подъем. Следующий момент, который мне кажется очень важным, это то, что многие, находясь дома, забывают о внешнем виде. Встал я в пижаме, хожу в пижаме, а что, меня же никто не видит? На самом деле, психологически, так наш мозг устроен, что это нас расслабляет, потому важно придумать какую-то особую домашнюю одежду. Пусть она будет удобной, но более-менее такой, как будто нам надо было бы в ней куда-то выйти. Для женщин – легкий макияж, для мужчины – душ, бритье, и уже после этого организовывать свое пространство по расписанию, которое вы составили с вечера. Люди, находясь долго в одном помещении, часто забывают о том, что любой человек имеет право на уединение. ДД: И ребенок? ЕД: Тем более ребенок. Если мы говорим о родителях, то тут однозначно надо договориться сразу, когда и кто уединяется, что каждый из нас делает. Кто-то, может быть, будет читать, кто-то – сидеть в компьютере, кто-то – смотреть сериалы, кто-то – заниматься творчеством – это без детей. На это время нужно придумать, как организовать детей, может быть, дать им какие-то здания, сейчас в интернете есть масса интересных предложений на этот счет. [image, 2] ДД: В этот перечень входят игры в планшете? ЕД: Игры в планшете… Знаете, я считаю, что в силу того, что мы находимся в современном мире и невозможно детей оторвать и вытянуть из социума, то все-таки гаджеты и телевизор исключать совсем нельзя. Это может вызвать еще большее раздражение у ребенка, потому что они сейчас находятся в зависимости от этих средств связи. ДД: Но ведь можно ограничить время у экрана… [image, 3] ЕД: Да, при этом надо договориться с вечера, опять же на круглом столе – в какое время ты смотришь мультики, в какое время играешь, когда сидишь в социальных сетях. Есть еще момент требовательности – от детей требовать тишины, требовать порядка. Сейчас как раз такой момент, когда нужно взять небольшой тайм-аут и перестать воспитывать детей. «Ты же будешь свиньей, если не будешь убираться в комнате!». Сейчас нужно немного отпустить поводок и позволить ребенку в комнате навести полный бардак. Пусть это будет его бардак, оставьте детей в покое, пусть они делают, что хотят, а вечером просто в виде какой-то игры помочь им навести порядок. А где-то оставьте все на какое-то время – стоят краски, и пусть они стоят, кому они мешают? Эта требовательность очень часто мешает налаживать отношения, повышает напряжение. В супружеских отношениях это тоже проявляется: «Сделай то, сделай это!». По факту – снизим требовательность, снизится и напряжение. [image, 4] ДД: Мне кажется, родители порой забывают, что дети наравне со взрослыми сейчас могут находиться в стрессе, а они ведь тоже сменили свой привычный ритм жизни. ЕД: Безусловно. Дети тоже стрессуют, они не знают, чем себя занять, донимают родителей. Понимаете, здесь проблема возникла не из-за самоизоляции и коронавируса. Современные родители не знают, чем занять детей, не знают, что с ними делать, проще включить мультики или сунуть телефон, сидит тихо и ладно. Здесь, естественно, от постоянного сидения в планшете у ребенка постоянно растет тревога, это тоже неправильный подход. Надо научиться организовывать, просто не все хотят сесть с ребенком и полепить, порисовать, поиграть с ним. Сегодня есть масса вариантов – те же настольные игры. Они есть в каждой семье, просто приобретаются, а потом стоят ровненько на полочке, никто их не трогает. Есть конструкторы, которые можно вместе собирать. Возможностей много, но для себя принять решение, что это сейчас – единственный вариант, и мне нужно это сделать, иногда очень трудно. ДД: Родители порой говорят, что не умеют играть в игрушки. ЕД: Да, не умеют… Это другая проблема, это собственные страхи. Некоторые говорят: «Когда я играю, чувствую, что я деградирую». Да никто не деградирует, в каждом из нас есть ребенок, и если мы увлекаемся, то начинаем рисовать, лепить и так далее. Порой детям не нужно, чтобы родитель прям участвовал в процессе, иногда достаточно того, что мама или папа сидит рядом и ведет какой-то диалог. Ребенок может сам нарисовать, дайте ему задание изобразить бабочку или домик, зверушку, и просто сидите и подсказывайте: «Возьми такой цвет, другую кисточку». Элементарное общение, ребята больше в этом нуждаются, нежели в каких-то совместных играх. НО. С ребенком обязательно нужно обсуждать, что есть какое-то время для личного пространства, когда он занимается сам, а вы занимаетесь собой. И папа, и мама обязательно должны это проговорить. ДД: Как справиться с завышенными ожиданиями? Это может распространяться и на вторую половину, и на ребенка. Например, ты думаешь, что его легко научить читать, а он не хочет, ленится. [image, 5] ЕД: Конечно, проблема внутри нас, все, что связано с какими-то ожиданиями и в последующем разочарование, которое наступает, «человек не такой, как я думал» (или ребенок), это все внутри вас. Это вы строите какие-то иллюзии, какие-то представления. Может быть, так проще, может быть, так удобнее, может быть, вы от чего-то бежите. Я не знаю. Причин, которые могут этому способствовать, масса. Тут надо просто настроить себя – будет так, как есть, как будет, а не так, как вы придумали в голове. По поводу лени – интересный момент. Дети никогда не ленятся, так же, как и взрослые. Это, знаете, как стыд – такое социальное проявление, нас учат этому чувству, тоже самое лень, поскольку часто, когда дети занимаются «не тем, чем хочется родителям» или не тем, что они считают полезным, они говорят, что он ленится. По факту: что значит «ленится»? Сидит, рисует, не хочет делать математику. Отлично, но он не ленится, он делает то, что ему нравится. Лень возникает вообще только в двух случаях, первый – когда мы делаем то, что нам неинтересно, не нужно, а для детей уроки, на самом деле, не очень важны, а в силу того, что это в домашних условиях, у ребенка не сформирован навык самообучения. ДД: То есть когда он приходит в школу, то знает, что есть требования? ЕД: Да, там есть контроль, дома он к этому не привык. И не зря есть поговорка, что в школе учат, а в университете учатся, только выходя в вуз, он начинает понимать, что это его ответственность, необходимость и так далее. Второй случай, когда возникает лень, – это когда нарушен баланс между работой и отдыхом. Если ребенок много занимался, делал что-то по дому, то в какой-то момент наступает лень, потому что не было отдыха. Потому по факту ленивых людей не существует. [image, 6] ДД: Сейчас нерабочие дни до 30 апреля, в Югре режим обязательной самоизоляции действует до особого распоряжения. Как настроить себя на позитивный лад, чтобы пройти этот период максимально комфортно? ЕД: Я думаю, что сейчас как раз наступила возможность переосмыслить, пересмотреть свои ожидания, свои представления, свое отношение к миру, свою требовательность, где-то разобраться со своими чувствами и эмоциями, научиться организовывать себя, научиться организовывать детей. Я бы сказала, что это возможность личностного, внутреннего роста. Если попробовать получить от процесса удовольствие и насладиться моментом, то это станет обычным течением жизни. Приведу пример, как это было у меня: естественно, как и все, как обычный человек, я отреагировала с тревогой, с каким-то возмущением, что есть некая самоизоляция, но в один момент я поймала себя на мысли, что я давно не рисовала. Сейчас достану масло, а я хотела, а я давно этого не делала, то есть у меня появилось время на свои давние цели. Может быть, я сериал какой-то хочу посмотреть, какие-то книги давно прочитать, макраме поделать, крестиком повышивать, салфетку связать – неважно. Мы все время забываем о том, чего хотим, в этом сумасшедшем ритме мы привыкли только выживать, не наслаждаемся жизнью, не получаем удовольствие от того, что у нас есть. В этот период как раз есть возможность подумать, чего я вообще хочу. Это вообще, кстати, большая проблема, люди говорят: «Я ничего не хочу». Так не бывает, мы всегда что-то хотим, у всех есть желания, надо просто к себе прислушаться. Там попробую, здесь попробую – где-то выход все равно найдется. Вопрос не в том, что хочется что-то приобрести, здесь как раз нужно подумать о психологических настроениях, чтобы вернуться к своим ресурсам. Давайте так: «хочу» – от слова «удовольствие».
