В России на прошлой неделе начал действовать государственный стандарт в отношении средств индивидуальной мобильности. Это электрические самокаты, сигвеи, моноколеса, гироскутеры и другие подобные устройства. 1 марта вступят в силу поправки в правила дорожного движения, которые запретят езду на указанных транспортных средствах по тротуарам быстрее 25 километров в час. Масса такой техники не должна будет превышать 35 килограммов. Тем же решением обычные самокаты без силового двигателя приравниваются в ПДД к велосипедам. Такой транспорт при пересечении пешеходных переходов нужно будет везти рядом с собой. По автомобильным дорогам на средствах индивидуальной мобильности можно будет ездить по правому краю водителям старше 14 лет и не быстрее 60 километров в час. Электросамокат или гироскутер должен быть с тормозной системой и фонарями красного и белого цветов.
Также среди дорожных новаций – возможность выделения разметкой зон платной и бесплатной парковки. Стоянку за деньги обведут синими линиями, бесплатную – белыми. Изучается вопрос появления новых штрафов, которые будут действовать не локально в нескольких регионах, а по всей стране. Например, за стоянку на газонах и детских площадках, парковку автобусов во дворах, мойку машин у многоквартирников, брошенный там же автохлам.
Придомовые территории вообще сочетают в себе целый комплекс ситуаций – от уже упомянутых до таких, например, как установка шлагбаумов и сквозной проезд. Не только в Сургуте, во многих городах есть варианты, как не стоять в пробке, а по внутриквартальным магистралям добраться из точки А в точку Б. Безусловно, это не нравится собственникам квартир в близлежащих домах. Эта народная тропа в обход пробок и светофоров известна всем, кто регулярно ездит из района Черного мыса в сторону Югорской улицы, Комсомольского, Пролетарского проспектов либо на Ивана Захарова. Вот ее и Щепеткина соединяет проезд. И здесь уже две дороги, первая – более-менее официальная, мимо пожарной части, после которой светофор, а вот вторая позволяет вовсе не стоять в ожидании зеленого сигнала, а проскочить дворами. Мимо высоток 2, 2/1 и 4. И в часы пик здесь настоящий ажиотаж.
Мы снимали в этих дворах сюжет в начале 2021-го. Тогда сеть облетел ролик с автомобилем скорой помощи, застрявшим меж трех домов в пробке. Жители жаловались: “Не дорога, а проездной двор". Прошло два года, а интенсивность движения тут не снизилась.
Тогда же, два года назад, говорили о срочной необходимости установки шлагбаумов на въезде и выезде из общего двора. Однако для монтажа требовалось решение собственников всех многоэтажек, но консенсуса, похоже, так и не достигли. А это единственный вариант, чтобы спасти себя же от транзитной вереницы машин.
“К сожалению, автолюбители, водители наши, чаще всего хотят сократить перекрестки, особенно в час пик, и пользуются моментом движения через придомовую территорию. Чтобы урегулировать этот вопрос, собственники МКД в соответствии с постановлением 3908-АГ, в котором регламентируется порядок согласования размещения ограждающих устройств, схем движения ТС с учетом ограждающих устройств, могут обратиться с заявлением в администрацию города и получить согласование”, – рассказал заместитель директора департамента архитектуры и градостроительства Сургута Иван Сорич.
“Решение собственников принимается на общем собрании, должно быть квалифицированное большинство голосов, 2/3 от общего числа собственников помещений. При наличии такого решения, если там есть большинство, готовится схема размещения шлагбаумов со всеми уточняющими моментами – размер, согласие собственников. Решение и схема направляются в ДАИГ для согласования”, – подчеркнула муниципальный жилищный инспектор контрольного управления Сургута Айгуль Говорухина.
Таких точек кипения на карте Сургута уйма. Одна из подобных и наиболее напряженных – на Тюменском тракте и улице Билецкого. Микрорайон «Аура» очень компактный. На относительно небольшой площади – около 140 тысяч квадратных метров, это 19 футбольных полей – расположились 8 домов, каждый из которых от 17 до 18 этажей. В них в сумме почти 5 тысяч квартир, в которых живут около 15 тысяч человек. Движение там фантастическое. В часы пик из-за курсирующих во дворы и обратно машин иногда парализует Грибоедовскую развязку и подъезды к ней.
“Нашумевший пресловутый проезд наш от Грибоедовской развязки до "Ауры", он, получается, очень редко чистится, потому что всегда стоят машины или едут машины. Очень сложно перекрыть это движение для того, чтобы почистить этот проезд. Кроме этого, с развязки Грибоедовской заезжают сюда для того, чтобы попасть в торговый центр, в крупный торговый центр, скажем так, города, и постоянно здесь получается столпотворение машин, постоянная пробка, то есть заехать во двор очень сложно”, – поделилась Наталья Глотова.
Согласны с мнением Натальи Глотовой и другие жители микрорайона. Большинство из тех сургутян, с которыми мы поговорили, очень критичны – сквозной проезд создает колоссальные сложности.
– Сквозной проезд сильно мешает, почему, потому что здесь бегает очень много маленьких детишек, утром невозможно выехать, и утром здесь большие пробки.
– Вот здесь очень трудно, возле "Ауры" мешает прям сильно, утром как-то полчаса будем стоять. Выехать со двора невозможно, мы теряем время и приходится выезжать либо раньше на полчаса, чтоб ребенка отвезти, либо мы опаздываем.
“Все объезжают пробку с Грибоедовской развязки. Те, кто едет с ТЦ, едут в сторону центра города и, получается, с этой стороны объезжают. И все равно, эта пробка – бесконечная, особенно в утренние и вечерние часы. Бывает, что и здесь пробка, и на самом Тюменском тракте пробка создается из-за того, что из двора постоянно выезжают и друг другу мешают”, – добавила Наталья Глотова.
“В соответствии с пунктом 17.2 ПДД, в жилой зоне запрещено сквозное движение механических ТС. В случае нарушения указанного пункта ПДД наступает административная ответственность по статье 12.28 КоАП, то есть нарушение правил, установленных для движения ТС в жилых зонах, которое предусматривает наказание в виде штрафа в размере полутора тысяч рублей”, – прокомментировал врио начальника ОГИБДД УМВД России по Сургуту Сергей Салиенко.
Это с точки зрения закона, но на практике, безусловно, отрядить по экипажу на двор невозможно. Сколько бы полицейских в штате управления МВД ни было, их не хватит. В микрорайоне «Аура» решение об установке каких-либо ограничений должны принимать собственники всех высоток, поскольку внутриквартальные дороги соединяют и дома, и выезды на магистрали общего пользования, а некоторые ведут к детскому саду «Волчок» и одному из корпусов девятой школы.
“Решение собственников должно быть от каждого дома, точно также с квалифицированным большинством. При наличии согласования, если собственники этих МКД принимают решение, то схема точно такая же – передаются документы со схемами, решением собственников в структурное подразделение, уполномоченное на согласование”, – подчеркнула Айгуль Говорухина.
“Здесь можно бы регулировать вопрос – установить ограждающие устройства, а порядок заезда и выезда – устанавливается шлагбаум, открывается для посещения гражданами магазинов, спортзалов, общественных заведений, в часы, допустим, с 9 утра до 8-10 вечера. Вечером шлагбаум закрывается, соответственно, трафик такой постоянно не будет присутствовать. Либо организация движения в одностороннем порядке – либо это будет внутренний проезд, выезд к "Ауре", либо заезд со стороны "Ауры" и выезд на улицу Билецкого”, – предложил Иван Сорич.
Мяч на стороне жителей, власти в дела собственников многоквартирных домов лезть не будут, да и не могут. Единственное – движение по дороге к образовательным учреждениям в микрорайоне не может быть ограничено. Это значит, что заезд с улицы Билецкого по-прежнему будет сложным. А вот вариантов, как лишить слишком торопливых водителей сквозного проезда как минимум три. Это уже упомянутые установка шлагбаумов, введение одностороннего движения... и еще один. О нем рассказали в ГИБДД: “Уважаемые жители Сургута, если вы стали очевидцем нарушения ПДД в жилой зоне, для привлечения правонарушителей к ответственности вы можете зафиксировать правонарушение с помощью видеосъемки – въезд, движение по жилой зоне, а также выезд из жилой зоны. Далее видеоинформацию необходимо предоставить в ГАИ для принятия законного решения в отношении нарушителя ПДД”.
Так что выбор – бороться с первопричиной или с последствиями – еще предстоит сделать. Что жителям микрорайона «Аура», что владельцам недвижимости на Захарова, 2, 2/1 и 4. И самое сложное в вопросе организации движения – это договориться с собственниками, провести собрание и оформить все в соответствии с законодательством. Большинство, казалось бы, полезных инициатив, как правило, останавливаются именно на этом этапе.