Сургутский завод «Тром – 8», известный своими вездеходами, последние несколько лет активно покоряет рынок техники для лесной промышленности. Запрос на их машины увеличился в разы из-за курса на импортозамещение. Для сравнения: всего предприятие произвело 16 мульчеров, это единица для вырубки деревьев, шесть из них - за последний год. Дело в том, что спрос высок, а российских аналогов с такими же мощностями почти нет. Аналогичная ситуация и с форвардерами. Это техника для транспортировки сырья.
«Показали они что, они показали, что направление у нас правильное. В последней машине - 98 процентов российских комплектующих. Это удивило все руководство страны, потому что так… пока у нас так не бывает», – рассказал главный конструктор вездеходов завода «ТРОМ – 8» Алексей Гринкевич.
Завод «Тром – 8» - передовой в области разработки форвардеров не только потому, что делает их почти полностью из отечественных деталей. Несколько лет назад на предприятии разработали уникальную, единственную в мире машину - вездеход с двумя погрузочными площадками. Это более узкоспециализированная техника, некий форвардер-экспедитор.
«Это, грубо говоря, для перевозки бревен. Например, из делянки с кучи уже собранных бревен другими форвардерами, собрать и перевезти на дорогу, при этом не испортив дорогу. Задачи этой машины, они более узкие, чем у любого форвардера. Поэтому делать эти машины, ставить их в серию на каком-то заводе, потому что у самих у нас помещения не сильно большие, да и не хочется заниматься этими машинами всерьез, потому что у нас тупиковый город по логистике. Поэтому мы будем передавать в Псков на новостроящийся завод нашу разработку нового форвардера. И форвардер будем делать уже не экспедитор, которых надо не так много, а именно настоящий, полноценный, однопогрузочный форвардер», – отметил Алексей Гринкевич.
Такое решение продиктовано тем, что для рынка России в год требуется около тысячи форвардеров, обычных и экспедиторов. Таких мощностей у сургутского завода нет.
Перед передачей разработки коллегам предприятие дорабатывает детали, например, конструируют свой кран и захват для лесного манипулятора, что транспортирует бревна. Прототипом выступил импортный экземпляр, но к нему добавили ряд изменений для повышения грузоподъемности.
«Он захватывает бревна, вот так и кладет на машину, которая перевозит эти бревна – форвардер называется. Вот эти клешни такие. У нас в стране их выпускают, точно также - кто-то сам разработал, кто-то скопировал, но достаточно мало их делается и хочется сделать для своих машин сделать то, что нам надо. Мы что сделали, мы его в размере, в длину уменьшили, захват стал не 0,3 метр квадратного, а 0,24 метра квадратного, то есть он чуть поменьше, но в ширину мы его оставили и толщины металла оставили. Он получился поменьше размером, но исключительно мощный», – объяснил конструктор.
На форвардерах уникальные разработки завода не заканчиваются. Из свежих проектов – грузовой транспортер с буровой установкой. Его грузоподъемность - 5-6 тонн. Он может пересечь почти любые преграды.
«Мы сделали что-то типа колесного "Витязя", но грузоподъемностью не 10, 20, 30 тонн, как они большие, потому что гусеничные вездеходы в этом вопросе не обойти, а грузоподъемностью 5 – 6 тонн, но он на колесах. Машина получилась совершенно замечательная, она может ходить по Арктике, у нее неограниченный район плавания, она не боится трехбалльного шторма, она герметично вся запакована. Ее строили изначально как тяжелую, мощную буровую установку,, потому что наши машины, буровые установки, у них не хватает веса продавить вечную мерзлоту. Вращает она, поднимается она, веса нету. Эту машину, она получилась тяжелая, при этом колеса огромные. Проходимость стала только лучше», – рассказал главный конструктор вездеходов завода «ТРОМ – 8» Алексей Гринкевич.
Для сравнения: 6 тонн, что может перевозить машина - это три вертолета МИ-8. Сам транспортер весит примерно 20 тонн. Сохранить проходимость при таком весе помогают колеса.
«Это для тундры, для леса и всего-всего. Тут уже все равно. При таких размерах. При двухметровом размере и метр почти шириной этому колесу все равно, куда ехать», – отметил предприниматель.
Все равно транспортеру не только куда ехать, но и куда плыть. На воде машина может развивать скорость до 5 километров в час.
«Машина из себя представляет тримаран по своей сути, то есть это герметичная лодка и боковые, плавающие, как бы, конструкции, то есть колеса. Плавает машина хорошо, прям замечательно, я бы сказал. Свои там 5 километров в час едет, а больше у нее задачи-то, собственно и нету, хочется, конечно, 7 километров в час или 8”, -- поделился конструктор.
Сейчас машина находится на испытаниях на производстве, на месторождении Русское, за полярным кругом. Уже есть заявки от предприятий. По предварительным оценкам, таких транспортеров под рабочим названием «Тром – 20» в год, чтобы удовлетворить запрос рынка, нужно выпускать около трехсот. Для сургутского завода это слишком большой объем.
«Эта машина будет, я думаю, к концу этого года, может быть, в этом году запускаться в серию в Иркутске. На заводе гусеничных тягачей. Они к нам приезжали, переговоры провели, машина жутко им понравилась», – объяснил главный конструктор вездеходов завода «ТРОМ – 8» Алексей Гринкевич.
Передает свои разработки Алексей Гринкевич не только из-за невозможности выпускать технику самостоятельно. Производство более тысячи машин в год – слишком большая нагрузка, которая не позволит проектировать новые вездеходы. А это сейчас более приоритетная задача не только для завода «Тром – 8», но и для страны.
«Мы будем делать мульчеры, мульчеры и наши небольшие машины «Тром – 8» и «Тром – 8» с бурилкой, потому что их кому-то отдавать… мы их делаем уже 15 – 16 лет. А мульчер – это вообще наша тема. Дело в том, что завод не очень большой, а этих мульчеров их надо не очень много. Это эксклюзивный такой продукт, их надо ну 15 – 20 штук в год, я думаю, мы их осилим», – рассказал Алексей Гринкевич.
Помимо производства этих машин, предприятие намерено помогать заводам, что будут производить их технику. Выступить в качестве конструкторского бюро: сопровождать в вопросах документации, чертежей, консультировать, дорабатывать и модернизировать машины под запрос потребителей.