Больше дорог – меньше пробок. Предположение, с которым можно поспорить. Если число дорожных артерий увеличится, это совсем не значит, что снизится автомобильный трафик. Например, при комфортных транспортных развязках в микрорайонах города у людей, вероятно, пробудится желание покупать машины. Но без сомнений, появление дополнительной «ветки» в части муниципалитета, где проезжей части минимально, пойдет только на благо.
В Сургуте в этом году построили почти тысячу метров асфальта там, где прежде его не было. Чуть меньше чем четверть из этой протяженности – новый проезд в районе травматологической больницы. Остальной объем работ пришелся на объект в Западном жилом районе.
21 декабря уходящего года документы, разрешающие ввод в эксплуатацию дороги на улице Усольцева, подписаны. В пятницу утром проезд открыли. Какие работы были выполнены по пилотному для нашего муниципалитета проекту и где еще в Сургуте, планируется, появятся автомобильные магистрали в ближайшие годы?
Почти 750 метров новой дороги открыли в канун Нового года для сургутян в 36 микрорайоне. Что символично, в декабре 2023-го со дня рождения легендарного буровика и почетного нефтяника Александра Усольцева исполнилось 85 лет.
Возводили объект от улицы Есенина до Тюменского тракта специалисты компании «Северавтодор» по пилотному проекту. Первый в истории Сургута контракт жизненного цикла был подписан осенью 2020-го. В начале прошлого года дорожники приступили к строительству, а осенью исполнители завершили работы.
«Данная дорога позволит разгрузить как Грибоедовскую развязку, так и в принципе сообщение города с северной и южной стороны. Кроме этого, данный участок дороги является неким стартом транспортной магистрали по улице Усольцева, связывающей между собой 39 мкр, 36, 40, 41 и 42. То есть в перспективе у нас запланировано, а также уже заключены контракты на участки дороги по продолжению улицы Усольцева», – рассказал начальник технического отдела управления капитального строительства Сургута Андрей Арменчу.
21 декабря уходящего года документы, разрешающие ввести в эксплуатацию дорогу на улице Усольцева, были подписаны. В пятницу утром на объекте сначала навели порядок – техника убрала снег с проезжей части, тротуаров и велодорожек, дорожники расчистили ливневые канализации, затем проезд открыли. Такой инвестиционный договор – контракт жизненного цикла – предполагает, что одна подрядная фирма и проектирует, и строит, а после еще и содержит участок. Поэтому компании выгодно выполнить работы качественно, чтобы не тратиться на устранение недостатков, если таковые будут. В Югре пилотом в строительстве по контракту жизненного цикла стал Нижневартовск. Там исполнителем стала также компания «Северавтодор».
«Учитывалось, конечно же, и интенсивность движения, рядом дороги – Есенина, Тюменский тракт. Нам работать было удобно с данным контрактом жизненного цикла, потому что мы выполняем весь комплекс работ от проектирования до содержания, строительство и содержание. То есть если где-то какие нюансы по проектированию возникают, то эти вопросы мы сами для себя решаем. В «Северавтодоре» был подобный опыт контрактов жизненного цикла, мы – первопроходцы в своем филиале», – рассказал заместитель главного инженера филиала № 3 АО ГК «Северавтодор» Роман Бульбинский.
Сначала «Северавтодор» построил первый участок от улицы Есенина в сторону Тюменского тракта протяженностью 150 метров. Эта дорога обеспечила сургутянам въезд на территорию к новостройкам, а также позволила развиваться сопутствующей инфраструктуре. Теперь вся магистраль готова – по две полосы в каждом направлении. Открытие дополнительной «ветки» в Западном жилом районе разгрузит и облегчит транспортный трафик, предполагают горожане.
Стоимость проектирования, возведения магистрали и последующего содержания – 507 миллионов рублей. С момента запуска дороги «Северавтодор» будет эксплуатировать объект до 30 ноября 2027-го. Транспортный каркас этой части города власти продолжают развивать. Уже заключен муниципальный контракт на возведение дороги от улицы Шидловского до Билецкого, в том числе чтобы обеспечить подъездные пути к новой школе в 42 микрорайоне. Также подписаны документы на проектирование участка от улицы Билецкого до Аэрофлотской. Кроме того, есть планы в мэрии Сургута и на развитие дорожной инфраструктуры в другом направлении – от Усольцева через Тюменский тракт в сторону улицы Киртбая.
«В этом году мы получили проект, называется улица три «З» и прошли государственную экспертизу, получили положительное заключение. Сейчас также рассматривается варианты по финансированию и дальнейшему строительству, реализации данного объекта, который позволит уже напрямую направляться на улицу Киртбая в объезд транспортной развязки Грибоедова», – добавил Андрей Арменчу.
Вместе с тем решается вопрос о реконструкции улицы Киртбая. Глава Сургута Андрей Филатов подчеркнул, что проект реновации этого объекта уже есть. Отметим, это одна из дорог, по сути, ведущих в город и проходит у крупной поликлиники Сургута, а также рядом с центром вахтовых перевозок, через который ежедневно курсируют десятки автобусов градообразующих предприятий. Сейчас ведутся переговоры с правительством региона о финансировании, без которого город не сможет взять на себя столь большие обязательства.
«Не отремонтирована, как мы сейчас делаем поверхностно, а реконструирована и превращена в современную такую магистраль с тротуарами, с ливневками, с освещением и так далее. Капремонт дорог город сам не вытянет. Единственное, что мы с вами сделали и попробовали – это проспект Комсомольский по концессии. Это была чисто муниципальная концессия. Что такое муниципальная концессия – это деньги инвестора и муниципальные, регион не участвовал. У нас получилось завершить эту работу, мы это как инструмент рассматриваем, но он у нас ограничен по емкости», – прокомментировал глава Сургута Андрей Филатов.
В кампанию по реновации дорог на 2024 год включены и те, что ведут к дачам. Среди них улицы Западная и Автомобилистов. Также выделят средства на восстановление целого ряда улиц. В Западном районе заложены деньги на ремонт Шидловского и Толстого – 64 и 44 миллиона рублей соответственно.
«То, что мы предусматриваем по Шидловского, это просто ремонт. Это ремонт проезжей части, твердого покрытия, возможно, отдельных участков тротуара. Те элементы поверхностного водоотвода, которые предусмотрены в составе улицы, они будут восстановлены. Но не более того. Ремонт не подразумевает создание недостающих участков сетей дождевой канализации, дождеприемников, ЛЭП. Ремонт – это ремонт. То, что есть, пришли, привели к первоначальному состоянию и все», – отметил заместитель директора департамента городского хозяйства Сургута Александр Недашковский.
В 2024 году также по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» планируется привести в порядок примерно 3 километра 400 метров магистралей. Всего же гарантированный бюджет, который Сургут выделит на строительство автомобильных артерий, составит не менее 639 миллионов рублей.