Экономическое и социальное развитие Арктики – один из приоритетов Российской Федерации. Об этом заявил президент нашей страны Владимир Путин на пленарном заседании восьмого Восточного экономического форума. На острове Русский работает съемочная группа окружного телеканала «Сургут 24». Перспективы Дальнего Востока, а также Арктики, по словам главы государства, масштабны. Что касается добычи сырья, то уже через 6 лет производство сжиженного природного газа в Арктической зоне России должно вырасти втрое – до 64 миллионов тонн в год. Для поддержки деловых инициатив и в целом для экономики регионов, их жителей, как отметил Владимир Путин, важны транспортные проекты: «Нужно расширять действующие логистические маршруты и открывать новые коридоры перевозки грузов. Наши крупные компании строят сейчас новый морской порт на Таймыре, модернизируют железнодорожную магистраль Пангоды – Надым на Ямале. Таких примеров много, когда бизнес вкладывается в логистические, транспортные, энергетические проекты, в строительство железных дорог и автомобильных трасс, морских терминалов и аэропортов».
Перспективы Дальнего Востока, а также Арктики, по словам Владимира Путина, связаны не только с освоением месторождений природных ресурсов, которые, безусловно, востребованы, но и в отечественной промышленности, и за рубежом. Мощная сырьевая база позволяет стране идти вперед, увеличивать глубину переработки ресурсов. Для этого необходимо постоянно улучшать условия для ведения бизнеса, удерживать их на конкурентоспособном уровне, обеспечивать длинное и доступное финансирование инвестиционных проектов как для малого и среднего бизнеса, так и для крупных производственных компаний во всех сферах и отраслях, территориях и районах.
Добавим, ранее два района Югры – Березовский и Белоярский – решением президента России были включены в Арктическую зону. По мнению президента группы компаний «ОМЕДИА!» Александра Клишина, это говорит о вовлеченности Ханты-Мансийского автономного округа в этот проект: «Это говорит о том, что мы так или иначе будем связаны с освоением Арктики, и те проекты, которые будут там реализовываться, в том числе будут идти через ХМАО. Логистика также удобно строится. Все знают, что в ЯНАО попасть можно только через ХМАО. Это говорит о том, что регион будет развиваться не только с точки зрения добычи ископаемых, тех, которые встречаются на территории нашего округа, но также регион будет прирастать своими инвестиционными проектами с точки зрения именно логистических цепочек – доставки продукции, транспортировки углеводородов, транспортировки строительных материалов».
Во время пленарного заседания, которое продолжалось более двух часов, затронули темы развития и богатств Дальнего Востока, расширении региональной ипотечной программы, модернизации и строительства газовой инфраструктуры, глобальных и внутрироссийских вопросах политики и экономики. Один из них – стоимость топлива на АЗС для потребителей. Владимир Путин заметил, что полтора десятилетия назад был разработан инструмент взаимодействия с компаниями топливно-энергетического комплекса страны. Позднее применили демпферный механизм, который позволял сдерживать рост цен на топливо. При высоких ценах за рубежом, когда выгоднее импортировать, бюджет доплачивал нефтяным компаниям. В обратном случае НПЗ платили деньги в казну. Баланс нарушили, сейчас правительство России занимается решением проблемы.
«Правительство этим занимается. Связано это, я думаю, что здесь производители наши, они правы, правительство должно было своевременно реагировать. Были приняты соответствующие решения, как известно, но не так давно, чтобы удерживать паритет между ценами внешнего рынка и внутреннего рынка. Потом эти механизмы были отменены. Но правительство не среагировало своевременно на эти изменения на мировом рынке в связи с ростом цен на нефть. Но это регулируемая позиция», – подчеркнул Владимир Путин.
«За счет того, что у нас высокий потребительский рынок с точки зрения ценовой конъюнктуры, мы тот регион, который может платить много и готов платить много, то и цена устанавливается в зависимости от того, насколько регион способен переварить ту цену за литр бензина, и те субсидии или инструменты, которые использует государство для поддержания стоимости бензина, не всегда могут взрывно влиять на цену бензина в нашем регионе, если это не касается тех инструментов, которые используются в самом регионе», – прокомментировал Александр Клишин.