Только в наших группах в социальных сетях, например, в «О, Сургут!» во «ВКонтакте», «Новости. Сургут 24» там же, в телеграм-канале «ОМЕДИА!» мы получили больше пятисот комментариев по теме. Более того, известно, что жители создали петицию. Автор Наталья Ивайкина пишет: «Оставьте нам старые маршруты и добавьте новые в отдаленные районы». На момент записи нашей программы количество подписей под петицией составляло почти 1300.
Итак, почему все-таки понадобилась такая реновация системы общественного транспорта? Автобусы в Сургуте перевозят в два – два с половиной раза меньше пассажиров, чем в иных российских муниципалитетах, сравнимых по масштабам с нашим. Такие данные получили в ходе научно-исследовательских изысканий о возможности оптимизации существующей схемы движения в экономической столице Югры. На этапе разработки современной маршрутной сети власти изучили пассажиропоток на всех действующих линиях. Мнения горожан, кстати, собирали на городском портале.
Наиболее часто пассажиры жаловались на недостаточное количество машин на маршруте, их медленное движение. Отмечали, что на некоторых направлениях автобусы переполнены, на других – полупустые.
Маршруты под новыми номерами, ликвидация дублирующих, сокращение интервала движения за счет выхода на линии большего количества транспорта, бесплатные пересадки – такие новшества ждут сургутян с 1 мая. Ровно через месяц, планируется, городские автобусы пойдут по-новому.
Схема движения общественного транспорта в Сургуте оставалась неизменной на протяжении 20 лет. Город быстро развивается, прирастает новыми микрорайонами, а автобусы «и ныне там».
«В период проведения работ мы обследовали около 2 300 рейсов, подсчитывали трафик, сравнивали показания, выявили, что в среднем мы в сутки перевозим порядка 74 тысяч человек. Это в два – два с половиной раза меньше, чем в подобных Сургуту городах России. Показатель, который говорит о том, что нашим жителям не всем удобен пассажирский транспорт, не все им пользуются в полной мере», – отметил директор департамента городского хозяйства Сургута Кирилл Киселев.
Власти города провели большую научно-исследовательскую работу. Обозначили к ликвидации дублирующие маршруты – за счет высвободившихся машин можно увеличить число автобусов на линиях с наиболее интенсивным трафиком. В маршрутную сеть добавили новые направления, где конечные остановки – районы, проблемные с точки зрения транспортной доступности, в том числе отдельные поселки – Звездный, Лунный.
«Однозначно, маршруты будут ходить и в эти поселки, более подробно вы сможете увидеть на карте маршрутов. Хотим, чтобы это был некий живой организм, который позволял бы людям перемещаться из точки А в точку Б максимально короткое время. Сейчас видим для себя задачу через снятие потребностей горожан адаптивно изменять и маршрутную сеть», – добавил Кирилл Киселев.
«Предлагаемые изменения позволяют охватить все микрорайоны города маршрутной сетью, включая новые застройки, такие как ЖК «Новин», «Кедровый», «Марьина гора», «Голд фиш», «Любимый», «Спортивное ядро» и Югорский тракт. Новую маршрутную сеть мы запускаем с 1 мая, к концу августа подведем промежуточные итоги, благодаря обратной связи, полученной от горожан, и основываясь уже на мнениях жителей и проведенным замерам пассажиропотока, в случае необходимости маршрутная сеть будет корректироваться», – объяснила заместитель директора департамента городского хозяйства Сургута Анна Коршунова.
Сейчас на некоторых действующих внутригородских маршрутах интервал прибытия общественного транспорта на остановку – около 35 минут. По расчетам властей, с применением новой схемы движения  ожидание составит чуть более четверти часа. Новшеством станут бесплатные пересадки. Время возможности для такой обозначено и обосновано. В среднем длительность городских маршрутов – 43 минуты. Эту цифру взяли за эталон.
«Мы вводим новое понятие – пересадочный тариф. Это значит, что человек, оплативший проезд, в течение 45 минут может пересесть на другой маршрут бесплатно. Полагаем, что данное решение поможет тем жителям, у которых произошло изменение маршрутов и добраться до точки назначения они смогут только с пересадкой», – подчеркнула Анна Коршунова.
Воспользоваться бесплатной пересадкой смогут все пассажиры, вне зависимости от возраста и социального статуса. И для избежания проблем с некорректным списанием средств при безналичном расчете меры тоже предусмотрены. 
«Обеспечивать бесперебойную работу – это первое. Задача иметь такую технику, которая не дает сбоев или дает их минимальное количество. Ну и второе – наличие резервных приборов. Как только какой-то из валидаторов вышел из строя, всегда есть резервный и оперативно меняется. Задачу, которую ставим перед перевозчиками: жители не должны почувствовать какой-то сбой в технике. Вот это очень важно», – акцентировал Кирилл Киселев.
Любая услуга должна быть оплачена, в том числе поездка в городском транспорте. Известно, что совесть – лучший контролер, но все-таки, веря в сознательность пассажиров, мероприятия под девизом «Предъявите билетик» власти будут регулярно проводить. Самая высокая стоимость проезда в автобусе – в российских столицах: Москва – 62 рубля и 65 – в Санкт-Петербурге. По этому показателю в рейтинге городов-миллионников дешевле всего ездят пассажиры Воронежа, там билет стоит 28 целковых. В Сургуте цена поездки на регулируемых маршрутах, входящих в утвержденную схему движения – 30 рублей. Не так уж и дорого, но зачастую очень неудобно. С внедрением новой маршрутной сети многие горожане, передвигающиеся на личных авто, получат возможность сэкономить деньги на бензин, время в пробках и воспользуются ею, предполагают власти.
«На официальном портале администрации города Сургута в главе «Общественный транспорт» и в приложении «Умный транспорт». В данном разделе вы сможете посмотреть схему движения общественного транспорта, как они будут двигаться, остановочные комплексы, при необходимости построить маршрут от точки А до точки Б. Также внедрен программный продукт, который позволит оперативно выявлять все отклонения и нарушения у перевозчика для дальнейшего решения вопроса. У нас начал работу кол-центр, горожане могут позвонить по бесплатному номеру либо по короткому, задать интересующие вопросы, узнать о движении будущих маршрутов и об их интервале», – прокомментировал главный специалист отдела по организации транспортного обслуживания населения департамента городского хозяйства Сургута Микаил Магомедов.
Контакты и телефон кол-центра – https://demobus.admsurgut.ru/#/route_schemes,8-800-200-64-31, 8 (3462) 55-00-31. Отмечается, что на этапе внедрения новой маршрутной сети пассажиропоток будут мониторить ежедневно. По итогам оптимизации с 1 мая в городе будут действовать 28 автобусных маршрутов, двенадцать уйдут в историю.
«Маршруты номер 1, 2, 3, 4, 5, 5а, 6, 7, 8, там много маршрутов, но с другой стороны мы их заменяем другими маршрутами, которые будут новыми, которые будут охватывать в том числе новые микрорайоны, чтобы убрать задублированность», – рассказал начальник отдела по организации транспортного обслуживания населения департамента городского хозяйства Сургута Рустам Гильманов.
Посмотреть схемы движения автобусов и рассчитать маршрут, в том числе с пересадками, с 1 мая жители Сургута смогут также через приложение «Умный транспорт». Уже сейчас власти начали масштабную информационную кампанию. Памятки, плакаты с необходимыми сведениями об изменениях в маршрутной сети размещены на стендах остановочных комплексов и в самих транспортных средствах. И в данном случае пассажирам будет полезно их почитать, чтобы не уехать «не в ту степь», не опоздать, заложив неправильное время на дорогу.