Еще пять муниципалитетов Югры завершили программу расселения аварийного жилья, признанного таковым до 2017 года. В их числе – Пыть-Ях, Сургутский район, Ханты-Мансийск, Югорск и Нягань. В своем телеграм-канале губернатор Наталья Комарова на прошлой неделе высказывалась о важности такого шага, ведь, помимо этих строений, есть и другие, непригодные для проживания, например, которые получили этот статус после 2017 года. И они тоже должны быть снесены. Но сделать это невозможно, пока не закрыта прошлая очередь по расселению.
Те муниципалитеты, что уже завершили программу, получат окружное финансирование на продолжение сноса аварийного жилья. Но пока это только региональные средства. Можно привлечь и федеральные деньги. В этом году, например, из государственной казны 14 регионов получили в общей сложности 22 с половиной миллиарда рублей на реализацию этого направления. Но на эту поддержку можно претендовать только после того, как на территории всего субъекта не останется ни одной «аварийки», внесенной в список до 1.01.2017. Пока такие строения есть. Например, в Сургуте. Завершить поставленную задачу по расселению мэрия намерена в этом году. А дальше продолжить работу по более свежим спискам. Напомним, что для признания дома аварийным его износ должен достигать 70 процентов или же состояние несущих конструкций должно находиться в неработоспособном состоянии.
Однако подтвердить это непросто, большую работу нужно проделать, чтобы официально признать строение непригодным для жилья. Об этом не понаслышке знают жители дома № 13 на улице Мечникова. Они за признание их многоквартирника аварийным сражаются уже не первый год. К вопросу привлекли и общественников, и следователей, и администрацию президента. Почему собственники боятся ночевать в своем доме, как признать его аварийным и можно ли сделать это вообще?
Обшарпанные, исписанные стены, разваливающиеся лестничные клетки, выбитые окна. И мы находимся не в заброшенном доме. Однако главная претензия жильцов этого многоквартирника не во внешнем виде их дома или подъезда. Они считают, что живут в действительно аварийных условиях.
Дому № 13 на улице Мечникова 46 лет. По словам жильцов, проблемы начались давно, еще с начала двухтысячных, но перешли, что называется, в «острую фазу» только в 20-м году. В подвале, убеждены горожане, разваливаются несущие стены.
«Это уже не знаю, чем заделывала управляющая компания, то ли это раствор, то ли это что. Ни актов выполненных работ у нас нет, ничего, ни контроля мастера, кто это все делал. Ничего нет. То есть это все в любой момент, это все ненадежно, это все может рухнуть», – рассказал Олег Жбанов.
– Фундамент, если можно выразиться, что это фундамент, можем показать последствия. Внизу вообще висит.
Из-за давно пришедшей в негодность крыши по стенам с чердака постоянно течет вода, образовывается плесень. Разваливаются и балконы, на них управляющая компания запретила выходить жителям, чтобы избежать трагедий.
– Это все течет! Здесь бежит все кругом. Отсюда тоже все бежит. Вода постоянно стоит тут. Люди собирают воду, потому что кушать надо идти готовить, а здесь все в воде.
Жители признаются, что боятся спать по ночам, оставлять дома детей. Кто мог, переехали, а те, у кого возможности нет, живут в страхе. В прошлом году после обращения мэрия пригласила независимую экспертизу, чтобы специалисты оценили состояние дома. Таких процедур было проведено две. По их результатам крыша и балконные плиты действительно находятся в аварийном состоянии, а вот несущие конструкции – в «ограниченно работоспособном». Если говорить проще, это значит, что стены имеют дефекты и повреждения, но опасность внезапного обрушения отсутствует.
«Вся информация о необходимости капитального ремонта была направлена нами в Югорский фонд капитального ремонта, в том числе департамент городского хозяйства, в управляющую компанию направил для принятия определенных решений. Проинформировали о том, что состоянии балконных плит находится в аварийном состоянии и нуждается в аварийно-восстановительных работах, в том числе эти рекомендации были прописаны в технических отчетах экспертов», – отметил начальник отдела организации переселения граждан и сноса объектов департамента имущественных и земельных отношений Сургута Виталий Галеев.
Сам дом по результатам экспертизы изношен на 43 процента, для признания аварийным нужно 70. По результатам межведомственной комиссии при администрации в управляющую компанию и фонд капитального ремонта была направлена информация о необходимости проведения работ. Однако восстановление крыши, как рассказали в окружном фонде, собственники должны инициировать сами на общем собрании. Кроме того, им предстоит найти и деньги на это, потому как серьезные восстановительные работы у них уже прошли в 2016 году.
«Работы по капитальному ремонту фундамента, систем холодного, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения проводились в 2016 году. На эти цели были потрачены 5 миллионов 600 тысяч рублей примерно. В связи с тем, что на момент производства работ собственники еще не накопили указанную сумму, эти средства на возвратной основе были позаимствованы у других домов города Сургута. На сегодняшний день задолженность за уже выполненный ремонт составляет 3 миллиона 900 тысяч рублей», – прокомментировала специалист по связям с общественностью Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов Наталья Чалова.
Однако от восстановления крыши жители отказываются. Кроме того, состояние подвала после капитально ремонта их тоже не устраивает. На данный момент горожане обратились за помощью в следственный комитет: «Сейчас, на данный момент, пока идет все это расследование, нам ремонты никакие не нужны. Ремонт надо было делать тогда, когда был фундамент был более-менее в нормальном состоянии. А теперь что они нам сделают?».
«Проводится процессуальная проверка. В рамках проверки будет проведен осмотр здания, его подвальных помещений. Из администрации города Сургута истребована документация относительно данного жилого дома. В настоящее время она изучается следствием. Также в ходе проверки следствием инициирован вопрос о проведении повторного, дополнительного обследования жилого дома для оценки его технического состояния. По результатам проверки будет принято процессуальное решение», – отметила старший помощник руководителя СУ СКР по Югре по взаимодействию со СМИ Алина Еремеевская.
Сейчас жители ждут результатов проверки и надеются, что их дом все же признают аварийным. Именно поэтому и отказываются не только от капитального ремонта, но и текущего в подъезде.
«Все же ждут переселения. Вот смысл тратить деньги, если они через месяц, допустим, переселятся? Я не вижу смысла. И не столько у нас денег много, чтобы капремонты делать», – подчеркнул директор ООО «Стандарт +» Валерий Захаров.
Сейчас ситуация находится на контроле не только у следственного комитета, но и у общественников. Пообещали координировать взаимодействие между сотрудниками мэрии и жителями представители Общероссийского народного фронта. Главная цель, конечно, – найти решение, которое устроит всех: «Возможно, провести какую-то свою экспертизу, да? Какую-то? Предложила администрация, потому что они не могут провести. И второй вопрос. Нам нужны фамилии, не дай бог, что-то произойдет, кто за это будет персонально нести ответственность?».
«Один из вариантов, как я вижу решение проблемы, возможно, собственники если не доверяют администрации в части проведения экспертиз, две экспертизы. По второй мы уже вместе с собственниками обсуждали. Мы бы тоже хотели, чтобы не было такого социального накала, чтобы его признали аварийным и благополучно расселили, но есть документы, есть закон, на основании которого мы работаем», – акцентировал заместитель директора департамента имущественных и земельных отношений Сургута Сергей Алексеев.
Чтобы найти компромисс, представители ОНФ предложили провести круглый стол при главе Сургута. Пока эта инициатива обсуждается. Однако отметим, что признание дома аварийным не гарантирует его незамедлительное расселение. Это зависит от объема финансирования. А на данный момент приоритет отдается домам, которые получили статус непригодных для проживания до 2017 года. Поэтому подождать жителям дома на Мечников все равно придется.