Это вид, недоступный
для пассажиров воздушных судов, но
именно так встречают самолеты. Авиационный
механик специальными сигналами выводит
лайнер на стоянку и паркует его по
центральной линии. В сургутском аэропорту
40 авиамехаников службы перронного
обеспечения воздушных судов. Одна из
них - Екатерина Сотникова. Ее всегда
тянуло технике, а любит, как говорит,
она глазами. В аэропорту две эти страсти
объединились.
«Красиво.
Это уже спустя год я привыкла, это для
меня обыденность - самолеты. По первой
это было вот с такими глазами, смотрела
- "ничего
себе, большой такой прилетел". Даже ATR казалась такой огромной. Сейчас
это, конечно, немного не так, больше
впечатляют здесь виды, посадки, взлеты,
очень красиво, особенно в закаты. Сейчас
летнее время, ближе к осеннему, это все
очень красиво безумно. Я здесь надолго
планирую задержаться», - восхитилась
авиамеханик службы перронного обслуживания
воздушных судов АО «Аэропорт Сургут»
Екатерина Сотникова.
Впрочем,
глянуть на поднимающуюся в небо стальную
птицу минутка летом, может, и найдется.
Зимой - все иначе. И времени на обслуживание
воздушных судов уходит больше. Но
Екатерина не чурается работы. Своим
трудолюбием смогла растопить сердца
изначально скептически настроенных
коллег-мужчин.
«У
меня есть одно понятие - я не отказываюсь
от работы вообще. Я не ною, не говорю,
почему мне, почему вот так. Мне поставили
борт, я собралась, пошла. Без проблем.
Поставили два сразу, не вопрос. Я принимаю,
бывает, по два борта сразу. У них в
прилетах разница в 10-15 минут, я их принимаю
оба. И отправляю также бывает», - отметила
Екатерина
Сотникова.
«Довольно-таки
сложно ей в первую очередь, в первоначальный
момент, но, проявив определенное упорство,
настойчивость, она влилась в этот
коллектив, и мужская часть ее приняла.
Кроме авиационных механиков-девушек,
у нас есть также машинисты телескопических
трапов и диспетчерская группа, там как
раз чисто женский коллектив. Она, в нашей
службе не первая девушка, но как
авиационный механик - одна из первых
ласточек», - подчеркнул
начальник службы перронного обеспечения
воздушных судов АО «Аэропорт Сургут»
Сергей Велижанский.
Сегодня
она знает о самолетах все или почти все.
И может рассказать, какая часть самолета
за что отвечает, как ее правильно
обслужить или по внешнему виду определить
неисправность.
«На
каждом самолете, на крыльях, на хвосту,
есть такие вот штучки - это уловители
молний. Если молния попадет, она выйдет
здесь. И отсутствие ее будет указывать,
что борт попал под молнию», - рассказала
девушка.
Екатерина
Сотникова работает в аэропорту год.
Жалеть и давать девушке работу попроще
нет возможности. Требования жесткие,
поскольку речь идет о безопасности
полетов. На
службе
авиационный механик выполняет ряд
довольно сложных операций, зачастую
еще и физически тяжелых.
«Мы
осматриваем борт на вмятины, царапины,
потертости. На каждом борту есть
обозначения. Если
была вмятина, царапина или еще что-то,
то ставится бирочка с номером. Мы
номер вносим в журнал, что здесь было
данное повреждение, и его не нужно
фиксировать заново. Осматриваем шасси
на всякие железки, камни, целостность
шасси, осматриваем подтеки масла шасси,
осматриваем, чтобы не было птиц, любых
других предметов. Это
сопло двигателя, получается, в нем тоже
осматриваем. Как
правило, там птицы, крылья осматриваем
также на целостность полную. Осмотрели
дверь на повреждения, открываем багажник
для выгруза багажа. У ATR - это в
механическом плане, у Boeing
это в ручном управлении идет уже. Также
смотрим на внутренние повреждения,
чтобы не было повреждения данного
участка осматриваем, и чтобы были закрыты
все сетки», - показывает
Екатерина.
Авиамеханики
знакомы со всеми типами воздушных судов,
которые прибывают в Сургут. Для летнего
и зимнего сезона свои регламенты. В
холодное время к стандартным процедурам
добавляются дополнительные операции.
«Мужчины
не очень любят на ATR ходить, тут сложнее.
Если на Boeing все проще, на Airbus, тем
более, намного все проще, то на ATR все
посложнее. Больше движений, намного
больше движений. У Boeing колодки поставил,
конуса поставил, остальное все фактически
автоматически. У ATR все нужно открывать,
стоять, просматривать. Зимой
на Boeing муторнее, там нужно слив воды
производить, в ATR такого нет, не заливаем
питьевую воду, потому что замерзает, не
выдерживает температуру. В Boeing это
необходимость, обязательно продувку
производим при каждом прилете. Если это
не разворотный рейс, мы продуваем борт
полностью, всю воду убираем, это час.
Примерно час ты бегаешь по салону, везде,
чтобы убрать воду, чтобы не перемерзло,
нигде ничего не лопнуло. При вылете мы
также приходим за час, обязаны осмотреть
борт, обязаны пройти все посмотреть,
подгоняем машину, заправляем
борт. Выставляет
все капитан либо второй пилот, мы
не ответственны за это», - заметила
авиамеханик.
«Мы,
можно сказать, одни из первых, кто
встречает воздушные суда в нашей гавани
и также практически крайние, которые
провожают воздушные суда в рейсы. Мы
выполняем, кроме наземного обслуживания,
заправку топливом, в зимний период мы
проводим подогрев ВС салонов, чтобы
создать комфортные условия для пассажиров,
экипажей, а также перед вылетом зимой
проводим противообледенительную
обработку для того, чтобы обеспечить
безопасное выполнение полетов», - добавил
Сергей
Велижанский.
В
руководстве аэропорта, безусловно,
знают о карьере Екатерины Сотниковой
и отмечают, что представительницы
прекрасной половины человечества все
чаще появляются в авиации. И работают
не хуже, а иногда и лучше мужчин.
«У
нас в авиакомпаниях сейчас все чаще
встречаются девушки-пилоты. В
авиакомпании Utair
есть сугубо
женский экипаж - первый командир
воздушного судна, второй пилот. Так что
здесь ничего удивительного. Девушки и
женщины вообще отличаются очень
добросовестностью, очень тщательным
подходом к исполнению всех требований
инструкций. Здесь в этом плане мужчинам
можно поучиться чему-то у них. Так что,
я думаю, авиамеханик-девушка в службе
перронного обеспечения нашей - это очень
хороший стимул мужчинам относиться к
своей работе добросовестнее, чтобы
девушка не была у них ориентиром хорошего
труда», - подчеркнул
первый заместитель генерального
директора АО «Аэропорт Сургут» Сергей
Прийма.
Помимо
работы в должности авиационного механика,
Екатерина Сотникова обладатель еще
одного, не совсем женского увлечения.
Мотоцикл,
рассказывает Екатерина, купила после
аварии, в которой пострадала, находясь
на пассажирском сидении байка. Решила,
что будет ездить сама. С того момента
прошло уже восемь лет. И заканчивать
девушка не планирует.
«У
меня было серьезное ДТП в 2021
году, я достаточно сильные
получила повреждения, долго была на
больничном. Но
после ДТП через 20 дней я уже села за руль
мотоцикла. Страх остался в любом случае.
Не все ты можешь предугадать за других
водителей. Ты же сам все видишь, то как
они себя поведут - неизвестно. Очень
тяжелая тема, больная тема. Мотоцикл -
такая вещь, что не всегда ты можешь
вернуться. И не всегда по своей вине.
Обидно,
тяжело воспринимать, что очень много
водителей просто невнимательные. 90% ДТП
- это левый поворот автомобиля. Я не
увидел, все», - поделилась
Екатерина Сотникова.
От
одной страсти к другой. На работу, в
аэропорт, пока позволяет погода, девушка
добирается на мотоцикле. Она вместе с
группой авиационных механиков службы
перронного обеспечения обслуживает до
33 самолетов на прилет и вылет. Это летом.
В осенне-зимнем расписании рейсов будет
меньше, однако география полетов из
сургутской авиагавани останется широкой.
Помимо традиционных круглогодичных
направлений это и туристические.
Запланированы рейсы авиакомпании Utair
в Объединенные Арабские Эмираты. Есть
вероятность, что один из чартерных
перевозчиков может открыть полеты в
Таиланд. Но пока заявок в аэрогавани
нет. Останутся в расписании города
ближнего зарубежья: Баку, Ереван, Бишкек,
Ош, Ташкент, Худжанд. Сохранят и многие
существующие внутрироссийские полеты,
изменится у многих лишь частота
выполнения. Рейсы в Сочи силами двух
авиакомпаний будут выполняться пять
раз в неделю, четырежды - полеты в
Минеральные воды. Увидим на табло рейсы
в Волгоград, Казань, Махачкалу и многие
другие.
«"Победа" из нашего аэропорта наметила эти рейсы,
они даже выполняют их за счет частоты
в Москву. Сегодня у нас нет рейсов "Сургут
- Москва" на "Победе", но зато есть рейсы
в Волгоград, в Казань, в начале лета еще
был в Саратов. Возможно,
он вернется. А в
Минеральные воды Utair
стал
выполнять этот рейс чаще, также, как и
в Сочи. У нас сегодня в Сочи практически
по два рейса в день. Поэтому здесь это
традиционное
уже третий год направление, можно
сказать, особой популярностью пользуется»,
- пояснил
Сергей Прийма.