Поправки
в федеральный закон «Об образовании»,
которые касаются трудового воспитания
школьников, Госдума приняла летом этого
года, сообщает «Парламентская газета».
С 1 сентября у школьников прибавится
обязанностей, в частности, их будут
привлекать к уборке класса, высадке
деревьев на пришкольном участке, уходу
за воинскими мемориалами. Как отметила
председатель комитета Госдумы по
просвещению Ольга Казакова, сегодня
трудовое воспитание подрастающего
поколения в школе ограничено уроками
технологии, на которых в основном дети
знакомятся с элементами робототехники,
моделирования, а бытовые навыки отошли
на второй план.
«Речь
идет не о новом отдельном уроке, а обо
всей деятельности, в которую ребенок
вовлечен в школе. Это касается и
самообслуживания: бросил бумажку –
поднял бумажку, разбросал инвентарь в
спортивном зале – убрал за собой. То же
самое в столовой, чтобы у детей выработалась
привычка соблюдать чистоту там, где они
находятся. Это же касается и общественно
полезного труда, когда ребенок делает
что-то не для себя, а для всего коллектива.
Например, помогает в подготовке актового
зала к мероприятию, уборке класса. Но,
конечно, ни о какой работе у директора
на даче речи не идет», – отметила
парламентарий.
Казакова
добавила, что программу трудового
воспитания регионы смогут корректировать,
учитывая климатические условия. Вместе
с тем привлекать детей к труду будут в
соответствии с программой, это прописано
в законе. При этом от части работ у
школьников может быть освобождение.
«Если это касается вопросов, связанных
со здоровьем, например, у ребенка аллергия
или астма, конечно, таких детей не
отправят в пришкольный сад в период
цветения тех или иных растений и не
заставят вытирать пыль в школьном
классе. Или, например, ребенок сломал
руку, естественно, его не заставят лезть
на стремянку и развешивать плакаты в
актовом зале. Но ему могут поручить
другую общественно полезную работу,
которая ему по силам», – добавила
депутат.
Рассказала
Ольга Казакова и о профориентации,
которая появится в школах с 1 сентября.
Готовить к выбору будущей профессии
учащихся начнут с шестого класса.
Проводить ее будут в рамках урочной,
внеурочной и дополнительной деятельности.
В рамках профориентации запланированы
экскурсии на предприятия и другие
мероприятия. Цель – подготовить детей
к будущей трудовой деятельности.
«Профориентация в школе лежит в логике
трудового воспитания, о котором мы
говорим в развитие этой темы. Это тоже,
как вы помните, не новая история, такая
практика была в советских школах.
Например, у нас в Луганске девочки
учились на телефонисток, а мальчики –
на водителей. В итоге школьники на выходе
из школы уже обладали какими-то первичными
навыками профессии», – акцентировала
Ольга Казакова.
Новый
урок по профориентации будет введен по
аналогии с занятием «Разговоры о важном»,
которое внедрили в школьную программу
годом ранее. Урок будет называться
«Россия – мои горизонты». Сегодня в
пилотном проекте уже участвуют 2,5
миллиона школьников.