Поправки в федеральный закон «Об образовании», которые касаются трудового воспитания школьников, Госдума приняла летом этого года, сообщает «Парламентская газета». С 1 сентября у школьников прибавится обязанностей, в частности, их будут привлекать к уборке класса, высадке деревьев на пришкольном участке, уходу за воинскими мемориалами. Как отметила председатель комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова, сегодня трудовое воспитание подрастающего поколения в школе ограничено уроками технологии, на которых в основном дети знакомятся с элементами робототехники, моделирования, а бытовые навыки отошли на второй план.
«Речь идет не о новом отдельном уроке, а обо всей деятельности, в которую ребенок вовлечен в школе. Это касается и самообслуживания: бросил бумажку – поднял бумажку, разбросал инвентарь в спортивном зале – убрал за собой. То же самое в столовой, чтобы у детей выработалась привычка соблюдать чистоту там, где они находятся. Это же касается и общественно полезного труда, когда ребенок делает что-то не для себя, а для всего коллектива. Например, помогает в подготовке актового зала к мероприятию, уборке класса. Но, конечно, ни о какой работе у директора на даче речи не идет», – отметила парламентарий.
Казакова добавила, что программу трудового воспитания регионы смогут корректировать, учитывая климатические условия. Вместе с тем привлекать детей к труду будут в соответствии с программой, это прописано в законе. При этом от части работ у школьников может быть освобождение. «Если это касается вопросов, связанных со здоровьем, например, у ребенка аллергия или астма, конечно, таких детей не отправят в пришкольный сад в период цветения тех или иных растений и не заставят вытирать пыль в школьном классе. Или, например, ребенок сломал руку, естественно, его не заставят лезть на стремянку и развешивать плакаты в актовом зале. Но ему могут поручить другую общественно полезную работу, которая ему по силам», – добавила депутат.
Рассказала Ольга Казакова и о профориентации, которая появится в школах с 1 сентября. Готовить к выбору будущей профессии учащихся начнут с шестого класса. Проводить ее будут в рамках урочной, внеурочной и дополнительной деятельности. В рамках профориентации запланированы экскурсии на предприятия и другие мероприятия. Цель – подготовить детей к будущей трудовой деятельности. «Профориентация в школе лежит в логике трудового воспитания, о котором мы говорим в развитие этой темы. Это тоже, как вы помните, не новая история, такая практика была в советских школах. Например, у нас в Луганске девочки учились на телефонисток, а мальчики – на водителей. В итоге школьники на выходе из школы уже обладали какими-то первичными навыками профессии», – акцентировала Ольга Казакова.
Новый урок по профориентации будет введен по аналогии с занятием «Разговоры о важном», которое внедрили в школьную программу годом ранее. Урок будет называться «Россия – мои горизонты». Сегодня в пилотном проекте уже участвуют 2,5 миллиона школьников.