Тревогу забили представители общероссийского народного фронта. Они установили, что заводь Черной речки близка к исчезновению якобы из-за действий нового собственника, который отсыпает участок. Водная гладь, которую облюбовали утки и выдры, постепенно скрывается под толщей камней и грунта, уже изменила цвет. Представителям животного мира теперь приходится искать новое место обитания, а жителям любоваться видами из-за забора. Новый собственник заблокировал все выходы со смежных участков к заводи и в лесной массив. Дачники и общественники написали заявления в полицию, прокуратуру и администрацию города.
«Мы задавали вопросы еще в 2015-м году, может ли этот участок в принципе быть отведен в частную собственность? Председатель ответил, что не может. Есть письмо от 17.07.2015 от департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургута, что испрашиваемый участок находится в имуществе общего пользования и не может быть распределен между членами некоммерческого общества. Почему вдруг в 19 году он оказался в частной собственности я не понимаю», – высказался эксперт ОНФ в Югре Кирилл Акинцев.
Оказывается, эти участки предоставлялись в 2018-19 годах в полном соответствии с законодательством. И исходя из тех условий, которые действовали на тот момент. В регламентирующих документов сказано, что члены кооперативов вправе приватизировать землю бесплатно, но если она находится в границах товарищества. Основанием должно стать членство в такой организации и решение собрания собственников. Оказалось, что физически заводь Черной речки была на участке. Однако в едином государственном реестре таких данных не значилось. Они появились лишь в 2020-м, уже после приватизации.
«Проводилась проверка, федеральные органы приняли решение, что эта заводь - водный объект, вместе с координатами внесли его в ЕГРН. На сегодняшний день в границах этого земельного участка находится водный объект. Администрация Сургута не распоряжается водными объектами, только земельными участками. Чтобы отыграть ситуацию назад мы пошли в суд», – прокомментировала Ирина Чунарева, начальник Управления земельных отношений департамента имущественных и земельных отношений Сургута.
Первое разбирательство по этому вопросу завершилось в середине декабря прошлого года. Среди открывшихся в суде обстоятельств есть интересные факты. Прокуратурой, например, установлено, что при принятии решения о выделение оспариваемого земельного участка в частную собственность, был нарушен порядок проведения общих собраний. Проголосовать за отчуждение общего имущества должны были более половины всех членов «Чернореченского». Однако установить, был ли кворум не удалось. Оказалось, что уведомления о проведении собрания садоводам не направлялись. А исходя из положений земельного кодекса России, на территории покрытой поверхностными водами, юридическое образование земельных участков не допустимо. Таким образом прокуратура попросила признать изначальное решение о согласии кооператива на приватизацию недействительным и отменить все сделки. Их было две. Получивший первым право собственности сургутянин через некоторое время продал землю другому собственнику. Также в действиях одного из этих владельцев надзорные органы выявили признаки мошенничества и направили материалы в полицию. Там продолжается проверка. Решение о возбуждении, либо об отказе в возбуждении уголовного дела пока не принято. Суд же в итоге согласился с мнением прокуратуры, признал право собственности нового владельца отсутствующим и потребовал освободить в течение месяца земельный участок. Этого не произошло. Ответчик обжаловал вердикт в окружном суде. Там разбирательства продолжаются.