

Среди находок – доски бортовой обшивки судна

Археологи Сургутского государственного университета в ходе полевых исследований обнаружили рядом с Обдорским острогом артефакты, связанные с историей северного сибирского судостроения. Среди находок – доски бортовой обшивки судна, предположительно типа «коч» или «дощаник». Особый интерес вызывает технология их соединения: доски сшивались внахлёст при помощи «вицы» — скрученных ветвей ивы или хвойных деревьев. Такой метод делал корпус более гибким и позволял выдерживать давление льда.
«Это единственное полярное судно, которое существовало в 17 веке. Потому что ни голландцы со своими шикарными кораблями, ни англичане со своим великолепным судостроением не могли прорваться в наши арктические воды. Дальше Карских ворот ни Баренц, ни остальные мореплаватели пройти не смогли - потому что суда их были непригодны. Уметь плавать в мелководных ледовых морях Ледовитого океана они не могли, а русские могли», - рассказал ведущий научный сотрудник СурГУ, кандидат исторических наук Георгий Визгалов.
Кроме того, археологи нашли металлические скобы, применявшиеся для уплотнения швов. Эти детали подтверждают присутствие в регионе мастеров русской северной традиции судостроения, характерной для раннего освоения Арктики. Обдорский острог, расположенный у устья реки Полуй на Ямале, в шестнадцатом-семнадцатом веках был важнейшим опорным пунктом на пути к Обской губе. Здесь моряки формировали караваны, ремонтировали суда и ждали погоды перед выходом в море.
«Для нашего региона это архиважно, поскольку у нас здесь длительное время не было письменности, не было как таковой письменной истории - поэтому археологические находки позволяют пролить свет на многие ранние период нашего прошлого. Да и не только раннего. Как показывают находки последних лет - и 16, и 17, и даже 18 века - мы получаем всё больше бесценной информации», - отметил заведующий кафедрой истории России СурГУ Денис Кирилюк.
Находки подтверждают, именно через этот участок пролегал Великий Северный морской путь — артерия, игравшая решающую роль в освоении Арктики и развитии российской морской торговли в 16-17 веках. По словам ведущего научного сотрудника СурГУ Георгия ВизгАлова, находки позволяют по-новому взглянуть на историю освоения Севера. Они дают возможность реконструировать облик первых судов, которые открывали путь в Арктику, и понять, как именно русские мореходы справлялись с суровыми условиями Заполярья.
«Прикладная цель – музей, это просвещение, это то, чем должно гордиться наше население, что мы стали большой богатой северной страной благодаря в том числе судну», - объяснил ведущий научный сотрудник СурГУ, кандидат исторических наук Георгий Визгалов.
