


В десятке российских городов предлагают повысить в несколько раз территориальный коэффициент стоимости ОСАГО. На этом настаивают в российском союзе автостраховщиков. В пример приводят Волгоград, где сегодня средняя цена полиса составляет пять с небольшим тысяч рублей, а если изменения примут, то она вырастет в шесть с лишним раз. Этот коэффициент предлагают увеличить в Иваново, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Уфе, Мурманске, Челябинске и Казани. В других городах, например, Москве и Горно-Алтайске, его можно, напротив, снизить. В Сургуте средняя стоимость полиса составляет около 10-12 тысяч рублей, и наш город ни в один перечень не попал. Кстати, ровно год назад президент России Владимир Путин поручил разработать предложения по переходу на натуральную форму компенсации, при которой ремонт машины заменит денежную выплату. Соответствующий закон Госдума приняла 17 марта, а заработает он 28 апреля. [image, 1] Тема ОСАГО за последние годы уже набила оскомину. Постоянные реформы, как правило, связанные только с подорожанием страховки, и как кажется водителям, без особых на то поводов, уже надоели. Вот и новые поправки неоднозначны. Из того, что придется по душе, – в стоимости запасных частей перестанут учитывать износ. Из неоднозначного – фактически отсутствие альтернативы. Только натурой. Другими словами, разбитый бампер заменят новым, а не перечислят деньги на ремонт, как было раньше. «Проиграет потребитель, потому что лишается права выбора: либо получить возмещение денежными средствами, либо осуществить ремонт а/м. В данном случае только отдельные категории граждан попадают под выплату деньгами, а на ремонт – все остальные граждане», – рассказал автоюрист Артур Корчемкин. Натуральные выплаты предназначены пока лишь для обладателей новых документов ОСАГО, приобретенных после 28 апреля. После аварии пострадавший обращается в свою страховую компанию с заявлением о выплате страхового возмещения и предъявляет для осмотра автомобиль. Как и прежде, специалист осматривает поврежденную машину. Если надо, назначает экспертиз и затем выдает направление на СТО. [image, 2] «В новой редакции закона возмещение запчастей будет производиться новыми, без учета износа, будет проводиться ремонт. Но опять же срок ремонта прописан 30 дней. Поэтому качество этого ремонта – вопрос для отдельного разбирательства», – уточнил Артур Корчемкин. По полисам, купленным ранее, порядок прежний. Еще около месяца, пока новые изменения не вступят в силу, у клиентов будет как возможность выбора между ремонтом и деньгами, так и вероятность прямого диалога с СТО по поводу наименования и стоимости запчастей. Ряд таких станций предлагает специальные условия по восстановлению автомобилей. «Согласована с нашими акционерами и с руководством некая дисконтная схема – значительная скидка на работы и скидка на запчасти. Это первое. Второе – также индивидуальный подход в том плане, какие запчасти использовали», – отметил руководитель кузовного цеха «Киа Центр Сургут» Альфред Багаутдинов. [image, 3] Новая схема работы по ОСАГО не является плохой, отмечают автоэксперты. Просто к ней необходимо привыкнуть. Изменения призваны урегулировать обязательства СТО перед клиентом и по срокам, и по запчастям, что, в общем-то, является некой страховкой для водителя от бывших в употреблении или восстановленных узлов и агрегатов. «Первое – это то, что отменяют износ. И нам легче будет с клиентом согласовывать ремонт, и у клиента финансовая нагрузка отпадает. Второе – это автомобили до двух лет, предусматривается ремонт у дилера, будет выбор СТО. Сокращается срок ремонта до 30 рабочих дней», – рассказал Альфред Багаутдинов. Сургутяне в целом не против таких новаций. При одном условии – если игроки авторынка ответственно отнесутся к своим обязанностям. Еще один немаловажный аспект – ответственность самих автолюбителей. Из-за дороговизны полисов все чаще водители предпочитают ездить без них. «Данная цифра постоянно идет с прогрессией по нарастающей, если брать 2016 год – это примерно 1200 водителей, в этом году за 3 месяца – уже полторы тысячи», – сообщил заместитель начальника ОГИБДД УМВД России по г. Сургуту Роман Кузовлев. Наказывается это нарушение штрафом в 800 рублей. Но при попадании в аварию последствия гораздо серьезнее. «Не полис основное, а то, что в случае ДТП наступает еще и другая ответственность. В случае отсутствия полиса необходимо будет восстанавливать данное ТС, нести материальные расходы. А если будет еще и пострадавший, соответственно, нести расходы по излечению пострадавших. Это тоже соответствующие вычеты будут», – добавил Роман Кузовлев. [image, 0] В целом получается так, что возмещение расходов после ДТП натурой, а не деньгам не самый плохой вариант для большинства автомобилистов. Точно определить, как пойдет работа новой системы, пока сложно. Страховщики должны решить вопрос с партнерскими автосервисами. Но одно, наверное, можно сказать с уверенностью – разговоры об увеличении стоимости полиса ОСАГО буквально через пару-тройку месяцев зазвучат вновь.
