Запрос на авиастроителей растет. Согласно поручению президента, в ближайшие пять лет ключевые отрасли, обеспечивающие безопасность, суверенитет и конкурентоспособность России, должны увеличить свои образовательные мощности. Чтобы по истечению этого срока получить готовых специалистов, к их обучению нужно приступать уже сейчас. Одна из таких сфер – авиастроительство.
Направление непростое, но крайне востребованное. Перед объединенной авиастроительной корпорацией до 2024 года строит задача – обеспечить кадрами растущие производственные программы и нарастить численность специалистов в своей сфере на более чем 30 процентов. Чтобы увеличить поток молодых людей в эту отрасль, важно прививать к ней интерес, что называется, с детства.
Развитие авиамодельного спорта непосредственно связано с авиастроением. Путь к проектированию настоящего самолета начинается со школьной скамьи, с кружка после уроков и создания своего первого планера. Раньше подобные секции были почти при каждой школе. Многие летчики и космонавты начинали свой путь с таких внеклассных занятий. Например, Юрий Гагарин задолго до своего знаменитого полета посещал авиамодельный кружок. И по словам своей первой учительницы, пускал самодельные планеры из окна класса.
Корреспонденту «Сургут 24» узнали, как в Сургуте детям прививают любовь к авиации и мечтают ли местные школьники стать летчиками, когда вырастут.
«Возродим технический моделизм». Под таким девизом в Сургуте прошли первые городские соревнования по метательным планерам «Техноавиа». Самолетики ребята делали своими руками: вырезали и шлифовали детали, чтобы добиться максимальной аэродинамики. Более 40 участников в возрасте от 7 до 17 лет запускали свои модели.
«Первые городские соревнования среди учащихся 1-11 классов по метательным планерам. Это самый начальный уровень авиамоделизма. Соревнования заключаются в двух дисциплинах – это на дальность полета планера и на точность приземления. У нас очень мало специалистов технического, инженерного уровня. Ребята это все будут осваивать. Допустим, в космос полетели мы первые, наша страна полетела. Практически все космонавты были пилотами, практически все пилоты были авиамоделистами, когда-то занимались они в каком-то кружке», – рассказал педагог дополнительного образования по программе «Авиатор» МАОУ ДО «Технополис» Вячеслав Киселев.
Авиамодельные кружки, действительно, раньше можно было найти почти в каждой школе. Они буквально были первой ступенькой в авиацию. Сначала ребята делали самолетики, потом на базе ДОСААФ учились пилотированию малых воздушных судов. Сейчас в Сургуте взяли курс на популяризацию такого вида дополнительных занятий.
«Сегодня среди участников  11 образовательных учреждений. Это практически 30 процентов от общей численности образовательных учреждений. Думаю, что ребята сегодня показательно замотивируют и все остальные учреждений присоединятся к такому замечательному событию», – отметила директор департамента образования Сургута Ирина Замятина.
Чтобы на собственном примере показать, что небо ближе, чем кажется, на соревнованиях к ребятам обратились участницы пилотажной группы «Барсы»: «Хотелось бы поприветствовать всех участников соревнования «Техноавиа» от лица пилотажной группы «Барсы». Пожелать всем победы, хорошего времяпрепровождения и, конечно же, самое главное – это стремления к своей цели, мечте. Сейчас вы занимаетесь моделированием, но кто знает, уже завтра вы можете сидеть за штурвалом настоящего самолета».
Авиамоделирование для многих ребят, действительно, шаг к своей мечте, а для кого-то даже продолжение династии.
«Это планер, я его делал примерно одно занятие. Тут сосновая рейка, а также все остальное сделано из пенопласта, точнее, из потолочной плитки. У меня в семье все связаны с авиацией – и дедушка, и мама, и папа. Дедушка у меня был механиком, ремонтировал самолеты. А я хочу делать самолеты, рисовать чертежи», – поделился Артем Борисенков.
Свой первый самолет Артем уже собирает. Правда, весом воздушное судно примерно пятьсот граммов и на радиоуправлении.
Каркас первого самолета, собранного самостоятельно, у Артема уже готов. Осталась «электрика». Авиамоделированию юношу научили в кружке «Авиатор» на базе Технополиса.
«Все стадии авиамоделизма - от самых первых планерочков, которые ребята делают буквально за день. Дальше у нас идут более сложные самолетики – те же планерочки, но уже с двигателем простейшим, то есть моторные. Дальше идут у нас уже самолеты под управлением, так называемое радиоуправление. Все самолеты, которые вы видите здесь, летают», – добавил Вячеслав Киселев.
В клуб «Авиатор» приходят ребята в возрасте от 10 лет. Сначала при работе с планерами их учат пользоваться базовыми инструментами: отверткой, плоскогубцами. Дальше при строительстве уже сложных моделей идет работа с принципами механики, электрики, аэродинамики.
Как отметил руководитель клуба, в Сургуте много возможностей для поддержания у детей интереса к авиации. В прошлом году наш город посетила пилотажная группа «Русские Витязи», а почти сразу после аэродром «Боровая» стал площадкой для проведения всероссийских соревнований по самолетному спорту. Увидев такой «высший пилотаж», ребята после летних каникул вернулись на занятия с горящими глазами.
«В Сургуте ведется эта политика по привлечению молодежи в авиацию, именно в авиацию. Именно это у нас культивируется. Вы же знаете, что у нас на этих соревнованиях победили наши ребята, наши девчонки. Так что да, конечно, это привлекает детей», – подтвердил Вячеслав Киселев.
Сначала секция работала на базе станции юных техников, потом перешла в ведомство Технополиса. Всего «Авиатору» около 14 лет. За это время несколько воспитанников Вячеслава Киселева, вдохновившись своими первыми самолетиками, после выпуска ушли в авиацию, стали пилотами, механиками и техниками.