С помощью программы люди с ограниченными возможностями смогут найти аптеку, перейти дорогу, сесть в нужный автобус. «Пока мы совместно с департаментом социального развития Югры проводим анализ и оценку внедрения в округе этой системы ориентирования и информирования, – отметил Валерий Фомагин, директор регионального депдорхоза. – Мы считаем такой шаг важным и нужным для создания в округе безбарьерной среды». «Говорящий город» уже работает в некоторых крупных городах России, например, в Санкт-Петербурге, Омске, Сочи и Волгограде. Система помогает людям находить входы в здания, вокзалы, аэропорты, ориентироваться внутри, например, найти путь к конкретному кабинету, даже узнать, что на дороге есть неисправный светофор, пишет ugra-news. К примеру, сейчас во многих городах Югры ездят низкопольные автобусы, очень удобные для колясочников или людей с тросточками. Только в Сургуте за прошедший год было закуплено 52 такие машины. По словам мэра города Вадима Шувалова, 67 % автопарка Сургута – низкопольные автобусы. В Нижневартовске – 76 %. Цифры немаленькие, но для инвалидов просто заниженного пола в транспорте недостаточно, чтобы сделать его по-настоящему доступным. «Мы довольны тем, что по городу катаются такие автобусы, объявляются остановки, что для незрячих очень важно, – рассказывает председатель Нижневартовского городского общества слепых Светлана Горбачева. – Но для нас этого недостаточно. Слепым сложно найти остановку, понять, какой автобус подъехал и куда он следует. Очень трудно найти вход в транспорт». Эту проблему «Говорящий город» решает без труда. Незрячий человек слышит подъезжающий автобус. У него в руках небольшое устройство, напоминающее телефон. Пользователь нажимает на кнопку, сигнал с пульта получает спутник. Он определяет ближайший к человеку автобус, оснащенный радиотрансивером. Устройство пользователя извещает его об остановке и о маршруте подъезжающего автобуса. Также трансивер средства передвижения подает звуковой сигнал для определения входа в автобус. Водитель транспортного средства, в кабине которого также установлен пульт, уже знает о том, что в транспорт входит незрячий. При необходимости он будет готов помочь пассажиру. Оборудование может обеспечить воспроизведение сообщений на различных языках. А это сделает ту же окружную столицу доступной не только для своих жителей с ограниченными возможностями, но и для туристов, приезжих, пожилых людей. «Существует несколько аналогичных систем: «Говорящий город» создали питерские разработчики, екатеринбургские – «Доступный город». Похожая система сегодня внедрена в Тюмени. Отзывы только положительные, – говорит сургутянин Сергей Филатов, председатель региональной общественной организации инвалидов по зрению «Тифлопуть». – Но, думаю, не на последнем месте стоит ценовой вопрос. Еще два года назад разработчики утверждали, что один такой «пульт» обойдется человеку в 20 000 рублей. Кто будет снабжать плохо видящих людей персональными устройствами? За чей счет? Во сколько округу обойдется переоборудование дорожной сети? Нужно, чтобы финансовые вливания стоили полученного эффекта». Впрочем, окружные власти всерьез намерены сделать общественный транспорт в Югре действительно доступным. Об этом, кстати, заявил первый вице-губернатор Геннадий Бухтин на этой неделе во время заседания совета по делам инвалидов при главе региона. «Пока в качестве эксперимента мы можем установить на остановках радиоинформирование с RFID-метками. Это обойдется нам значительно дешевле, – пояснил заместитель губернатора. – Нужно, чтобы как в музее, человек на расстояние в 15 шагов подошел к остановке и ему уже начала поступать информация о том, какие здесь автобусы ходят и по каким маршрутам. В любом случае, думаю, Югре нужен современный «Говорящий город».