В последнее время слова «аутизм» или «расстройства аутистического спектра» все чаще встречаются в реабилитационной работе. И это неслучайно. Центр по контролю и профилактике заболеваний США опубликовал в 2020 году новую статистику – расстройства аутистического спектра (РАС) встречаются у каждого 54-го ребенка, что на 10 % больше, чем по статистике 2018 года. У мальчиков аутизм диагностируется в три раза чаще, чем у девочек. Так что же обозначается термином аутизм? Аутизм – это пожизненное нарушение психического развития, которое влияет на общение и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира. Расстройства аутистического спектра – общее расстройство развития, характеризующееся стойким дефицитом способности поддерживать и инициировать социальное взаимодействие и социальные связи, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими актами. В связи с актуальностью и востребованностью комплексного сопровождений людей с РАС в июне 2020 года на базе БУ «Сургутский реабилитационный центр» был создан Ресурсный центр развития социальной реабилитации и социального сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. Уже сегодня Ресурсный центр ведет работу по комплексному сопровождению людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в автономном округе. Деятельность Ресурсного центра ведется по нескольким направлениям: - методическая и исследовательская деятельность; - информационно-издательская деятельность; - консультативная и организационно-кадровая деятельность; - межведомственное взаимодействие. «В планах Ресурсного центра – развитие сотрудничества с ведущими центрами, организациями и общественными объединениями, занимающимися вопросами реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра, – говорит Светлана Королева, директор Сургутского реабилитационного центра. – Мы планируем изучить опыт других учреждений и регионов, в том числе по организации преемственности в реабилитационном процессе по достижении детьми возраста 18 лет». Ведущим направлением Ресурсного центра является обобщение и трансляция опыта. Так, специалисты уже провели несколько дистанционных мероприятий, на которых поделились своим опытом работы с детьми с расстройствами аутистического спектра и их родителями. Специалисты-практики учреждения (психологи, логопеды, инструктор и адаптивной физической культуре и пр.), опираясь на материалы современных исследований РАС, разрабатывают методические рекомендации по работе специалистов, советы и рекомендации для родителей. Активно формируется библиотека электронных ресурсов, методических и практических материалов, которые представляют интерес не только для специалистов, но и родителей детей с РАС, всех, кто интересуется сущностью расстройств аутистического спектра, о которых общественность и СМИ говорят все чаще в свете значительного роста их распространенности в последние несколько десятков лет.