Многие родители уверены, что с ними такого не произойдет. Потому что семья благополучная, обеспеченная или ребенок послушный. Но психологи, полицейские и члены добровольческих поисково-спасательных отрядов все как один твердят: дети могут убежать из дома в любой семье. Действия «бегунков» имеют вполне определенные причины и, если о них знать, можно их избежать. О том, как не потерять связь со своими детьми мы побеседовали с психологом Анастасией Деменковой. [image, 1] Виктория Алескеева: Анастасия, согласно статистике, которую приводят члены отряда «Поиск пропавших людей – Югра» с начала года в Сургуте уже порядка 65 потеряшек. В прошлом таких заявлений было кратно меньше, около 10-15. В чем кроются причины бегства детей? И в каком возрасте чаще всего они прибегают к таким методам? Анастасия Деменкова: Самое первое, что приходит на ум, услышав этот вопрос – «взаимоотношения в семье». Чаще всего дети убегают в подростковом возрасте. Как известно, этот возраст является непростым как для родителей, так и для самих подростков. Именно в этот период возрастают основания для конфликтов в семье. Подростки сталкиваются, по их мнению, с непониманием со стороны взрослых, с неуважением, несправедливостью, не учитыванием мнения, недооцениваем. Бывает, что сами взрослые дают повод для такого мнения, считая, что «это всего лишь дети, они могут знать и понимать». В тоже время взрослые видят отстраненность, безучастность в жизни семьи, замкнутость, потерю близкой связи с родителями, протест со стороны своего ребенка. ВА: Есть какая-то цель? Может быть своим поступкам дети хотят что-то сказать? АД: Сбегание из дома – своего рода протест ребенка. Наше поведение всегда несет в себе какой-то смысл: для чего мы совершаем то или иное действие? С какой целью? Ради чего? Важно понять, что ребенок хотел донести до родителей этим действием и почему выбрал именно его, а не другое, более приемлемое. Так, например, побег может отражать проявление воли, желание самостоятельности. Это может встречаться в семьях, где существуют жесткие правила, рамки, требования, «нерушимые» ограничения со стороны родителей, гиперконтроль, строгость. И если в младшем возрасте ребенок еще подчинялся, потому что объективно понимал, что сможет «выжить» только так, то когда становится старше, чувствует свою самостоятельность, у него меняется мировоззрение, он уже может быть не согласен с определенными действиями родителей (и имеет на это право), и, скорее всего, пытается донести это до них через разговоры, может быть крики, но когда он остается неуслышанным, его слова не воспринимаются всерьез, он пытает донести это другими средствами, в том числе побегом. ВА: Есть и обратная сторона – гиперопека. Что в этом случае нужно детям? АД: Схожая ситуация. В этом случае родители везде и во всем оберегают своего ребенка, принимают за него решения, делают все за него и это все действительно с благими намерениями, думая, что так будет лучше. Ребенка начинает «душить» эта гиперзабота и появляется желание вырваться из родительских «тисков», показать, что он вырос и может сам. При этом важно понимать, что побег, наверняка, будет не первым способом, с помощью которого ребенок пытался сказать родителей свое мнение, проявиться. И только тогда, когда «достучаться» приемлемыми способами не получается, в ход идут менее приемлемые. [image, 2] ВА: Есть еще причины бегства детей? АД: Другой вариант, когда побег является своего рода проверкой родителей: «а действительно ли они меня любят...», «а действительно ли я им нужен». За этим стоит неуверенность в родительской любви, которую дети воспринимают на уровне чувств и ощущений, а также считывают через поведение родителей, отношение к себе и к своим друзьям, уважение, принятие переживаний ребенка, доверие и тд. В подростковом возрасте может остов вставать вопрос внешности, самооценки, отношений со сверстниками и с противоположным полом. Подростку важно чувствовать с одной стороны свою индивидуальность, а с другой – причастность к какой-либо группе, чувствовать, что он не один такой. Кроме того изменения в поведении и чувствовании себя связаны и с физиологическими процессами, происходящими в теле, но это уже немного другая тема. ВА: Режимы повышенной готовности и обязательной самоизоляции как-то отразились на детях? АД: Многим известна фраза «дети – отражение или зеркало своих родителей». Безусловно, между родителей и ребенком есть особая связь. Это можно заметить на примере, когда ребенок начинает болеть в тот момент, когда мама переживает определенные трудности. Кроме того, часто встречается, когда дети неосознанно, непроизвольно воспроизводят, транслируют внутреннее состояние родителей. Например, когда мама чувствует гнев, злость, несправедливость, при этом пытается сдерживать себя, вести себя «нормально», ребенок ни с того ни с сего начинает вредничать, кричать, капризничать, протестовать и тд. А что, если в вопросе убегание из дома, ребенок «зеркалит» родителям их собственное желание убежать, «вырваться на свободу», чувство того, что дома уже тесно. У родителей это сидит внутри и может быть так четко не обозначены, а ребенок берет и делает, действует, осуществляет желание. В то же время, возможно, самоизоляция сама по себе стала дополнительным фактором сдерживания, препятствием на пути к так называемой свободе. И, в свою очередь, лишь усилила желание вырваться. ВА: Что посоветуете родителям? Как не допустить побегов детей и не потерять с ними связь? АД: Ребенку важно чувствовать безусловную любовь родителей, теплоту, поддержку и готовность мамы и папы помочь в трудной для малыша ситуации. Здесь важны: принятие, уважение, доверие, причем как со стороны родителей, так и свое доверие родителям. Также важны разговоры «по душам», когда ребенок имеет возможность рассказать о своих переживаниях, быть услышанным, понятным и принятым. Но опять же, важно учитывать желание и готовность самого ребенка открыться, и открыться в той мере, насколько он готов это сделать в конкретный момент. Разговаривайте со своими детьми, рассказывайте им о себе, свои, возможно, какие-то маленькие тайны. Ваш ребенок должен чувствовать, что вы ему доверяете и тогда он будет доверять вам. А когда малыш живет в комфорте, знает, что с любым вопросом и любой темой может обратиться к родителям, что от него не отвернуться и не будут жестко наказывать за какие-то проступки – он никогда не задумает решить свои внутренние проблемы бегством. Если ваш ребенок не вернулся домой, пропал, не нужно ждать трех суток. Первым делом позвоните его друзьям и знакомым, чтобы проверить, не заглянул ли он к кому-то в гости. Если его действительно нигде нет – сообщайте в полицию и прибегайте к помощи добровольцев. О том, как работают волонтеры отряда «Поиск пропавших людей – Югра», расскажем в итоговой программе «Новости. Главное».
Многие родители уверены, что с ними такого не произойдет. Потому что семья благополучная, обеспеченная или ребенок послушный. Но психологи, полицейские и члены добровольческих поисково-спасательных отрядов все как один твердят: дети могут убежать из дома в любой семье. Действия «бегунков» имеют вполне определенные причины и, если о них знать, можно их избежать. О том, как не потерять связь со своими детьми мы побеседовали с психологом Анастасией Деменковой. [image, 1] Виктория Алескеева: Анастасия, согласно статистике, которую приводят члены отряда «Поиск пропавших людей – Югра» с начала года в Сургуте уже порядка 65 потеряшек. В прошлом таких заявлений было кратно меньше, около 10-15. В чем кроются причины бегства детей? И в каком возрасте чаще всего они прибегают к таким методам? Анастасия Деменкова: Самое первое, что приходит на ум, услышав этот вопрос – «взаимоотношения в семье». Чаще всего дети убегают в подростковом возрасте. Как известно, этот возраст является непростым как для родителей, так и для самих подростков. Именно в этот период возрастают основания для конфликтов в семье. Подростки сталкиваются, по их мнению, с непониманием со стороны взрослых, с неуважением, несправедливостью, не учитыванием мнения, недооцениваем. Бывает, что сами взрослые дают повод для такого мнения, считая, что «это всего лишь дети, они могут знать и понимать». В тоже время взрослые видят отстраненность, безучастность в жизни семьи, замкнутость, потерю близкой связи с родителями, протест со стороны своего ребенка. ВА: Есть какая-то цель? Может быть своим поступкам дети хотят что-то сказать? АД: Сбегание из дома – своего рода протест ребенка. Наше поведение всегда несет в себе какой-то смысл: для чего мы совершаем то или иное действие? С какой целью? Ради чего? Важно понять, что ребенок хотел донести до родителей этим действием и почему выбрал именно его, а не другое, более приемлемое. Так, например, побег может отражать проявление воли, желание самостоятельности. Это может встречаться в семьях, где существуют жесткие правила, рамки, требования, «нерушимые» ограничения со стороны родителей, гиперконтроль, строгость. И если в младшем возрасте ребенок еще подчинялся, потому что объективно понимал, что сможет «выжить» только так, то когда становится старше, чувствует свою самостоятельность, у него меняется мировоззрение, он уже может быть не согласен с определенными действиями родителей (и имеет на это право), и, скорее всего, пытается донести это до них через разговоры, может быть крики, но когда он остается неуслышанным, его слова не воспринимаются всерьез, он пытает донести это другими средствами, в том числе побегом. ВА: Есть и обратная сторона – гиперопека. Что в этом случае нужно детям? АД: Схожая ситуация. В этом случае родители везде и во всем оберегают своего ребенка, принимают за него решения, делают все за него и это все действительно с благими намерениями, думая, что так будет лучше. Ребенка начинает «душить» эта гиперзабота и появляется желание вырваться из родительских «тисков», показать, что он вырос и может сам. При этом важно понимать, что побег, наверняка, будет не первым способом, с помощью которого ребенок пытался сказать родителей свое мнение, проявиться. И только тогда, когда «достучаться» приемлемыми способами не получается, в ход идут менее приемлемые. [image, 2] ВА: Есть еще причины бегства детей? АД: Другой вариант, когда побег является своего рода проверкой родителей: «а действительно ли они меня любят...», «а действительно ли я им нужен». За этим стоит неуверенность в родительской любви, которую дети воспринимают на уровне чувств и ощущений, а также считывают через поведение родителей, отношение к себе и к своим друзьям, уважение, принятие переживаний ребенка, доверие и тд. В подростковом возрасте может остов вставать вопрос внешности, самооценки, отношений со сверстниками и с противоположным полом. Подростку важно чувствовать с одной стороны свою индивидуальность, а с другой – причастность к какой-либо группе, чувствовать, что он не один такой. Кроме того изменения в поведении и чувствовании себя связаны и с физиологическими процессами, происходящими в теле, но это уже немного другая тема. ВА: Режимы повышенной готовности и обязательной самоизоляции как-то отразились на детях? АД: Многим известна фраза «дети – отражение или зеркало своих родителей». Безусловно, между родителей и ребенком есть особая связь. Это можно заметить на примере, когда ребенок начинает болеть в тот момент, когда мама переживает определенные трудности. Кроме того, часто встречается, когда дети неосознанно, непроизвольно воспроизводят, транслируют внутреннее состояние родителей. Например, когда мама чувствует гнев, злость, несправедливость, при этом пытается сдерживать себя, вести себя «нормально», ребенок ни с того ни с сего начинает вредничать, кричать, капризничать, протестовать и тд. А что, если в вопросе убегание из дома, ребенок «зеркалит» родителям их собственное желание убежать, «вырваться на свободу», чувство того, что дома уже тесно. У родителей это сидит внутри и может быть так четко не обозначены, а ребенок берет и делает, действует, осуществляет желание. В то же время, возможно, самоизоляция сама по себе стала дополнительным фактором сдерживания, препятствием на пути к так называемой свободе. И, в свою очередь, лишь усилила желание вырваться. ВА: Что посоветуете родителям? Как не допустить побегов детей и не потерять с ними связь? АД: Ребенку важно чувствовать безусловную любовь родителей, теплоту, поддержку и готовность мамы и папы помочь в трудной для малыша ситуации. Здесь важны: принятие, уважение, доверие, причем как со стороны родителей, так и свое доверие родителям. Также важны разговоры «по душам», когда ребенок имеет возможность рассказать о своих переживаниях, быть услышанным, понятным и принятым. Но опять же, важно учитывать желание и готовность самого ребенка открыться, и открыться в той мере, насколько он готов это сделать в конкретный момент. Разговаривайте со своими детьми, рассказывайте им о себе, свои, возможно, какие-то маленькие тайны. Ваш ребенок должен чувствовать, что вы ему доверяете и тогда он будет доверять вам. А когда малыш живет в комфорте, знает, что с любым вопросом и любой темой может обратиться к родителям, что от него не отвернуться и не будут жестко наказывать за какие-то проступки – он никогда не задумает решить свои внутренние проблемы бегством. Если ваш ребенок не вернулся домой, пропал, не нужно ждать трех суток. Первым делом позвоните его друзьям и знакомым, чтобы проверить, не заглянул ли он к кому-то в гости. Если его действительно нигде нет – сообщайте в полицию и прибегайте к помощи добровольцев. О том, как работают волонтеры отряда «Поиск пропавших людей – Югра», расскажем в итоговой программе «Новости. Главное».