Уровень автомобилизации Сургута остается одним из самых высоких в России. По неофициальным данным в городе число машин приблизилось к отметке в 240 тысяч зарегистрированных единиц. Это значит, что в среднем машина есть у более, чем половины населения. Вместе с растущей численностью сургутян это дает ощутимую нагрузку на дороги, которых существенно больше за последние годы не стало. «Самый загруженный перекресток – это Аэрофлотская в выходные и праздничные дни. Около «Ленты» на Киртбая, также есть на Ленина проблемы около «СНГ», есть пересечение Ленина и Профсоюзов», – рассказал директор МКУ «Управление информационных технологий и связи Сургута» Павел Зыков. Один из ключевых перекрестков – пересечение улиц Аэрофлотской, Индустриальной и Крылова. Летом здесь традиционно приходится постоять. В пятницу вечером горожане массово выезжают на дачи, спустя двое суток – возвращаются в Сургут. «Мы понимаем, что основная масса горожан в пятницу вечером выезжает на дачи, поэтому работает в пятничном режиме, режим светофоров совершенно другой, нежели в воскресенье. Кроме того, режим работы в течение недели, примерно одинаковые. В выходные - режим другой. Используем различные режимы в праздничные дни, начало дачного сезона и так далее. Все это дело выстраивается, стараемся уменьшить количество пробок на дорогах», – объяснил директор СГМУЭП «Горсвет» Станислав Кузнецов. Для того, чтобы подобрать наиболее эффективные режимы работы светофоров, в небо поднимают квадрокоптер. С высоты птичьего полета хорошо видно, куда направляется основной трафик – сколько процентов из потока сворачивают с Аэрофлотской на Крылова, Индустриальную, Киртбая, Профсоюзов, сколько машин едет по проспекту Ленина. «С высоты птичьего полета посмотреть ситуацию, дорожную ситуацию, оценить ее, посмотреть количество транспорта, которое проходит за цикл светофорный, сделать выводы, как надо сбалансировать движение, отрегулировать, какие потоки, режимы увеличить, какие необходимо сократить», – сообщил Павел Зыков. Работа крупных, узловых перекрестков, как, например, на Аэрофлотской, структурирована по дням. С понедельника по четверг на выезд и въезд в город разрешающий сигнал загорается на сорок секунд, а с пятницы по воскресенье – на целую минуту. За одну секцию прямо проезжают от 45 до 65 машин. Уже на следующем пересечении треть потока сворачивает налево, около десятка авто ждут правового поворота, остальные едут по проспекту Ленина. Специалисты говорят, что настройка светофоров носит комплексный характер. Можно сделать так, что в город одновременно въедет большое количество машин, но большинство их них без регулировки будут стоять дальше, создавая заторы. «Это определенная работа, не то, что приехал, включил кнопочку, и сигнал изменился, мы должны понять последствия этой регулировки. Мы будем в целом по городу принимать очередной этап решений по регулировке светофоров. Потому, что жизнь - она во всем городе, она не может в одном районе отдельно взятом быть», – прокомментировал ситуацию и.о главы Сургута Алексей Жердев. Перестраивать необходимо чуть ли не всю цепочку. Яркий пример – изменение интенсивности движения на Никольской улице. Там из-за провала грунта перекрыли половину дороги. Вторую – сделали двусторонней. Оттого днем там проехать проблематично. Мешает светофор между Набережным проспектом и Югорским трактом. «Движение было запущено по этой улице для того, чтобы возможность у людей появилась быстрее попасть в город. Потому что через Безверхова все попадали на этот же перекресток, но через кольцо «Ярославны» и там дополнительная нагрузка создавалась», – объяснил директор департамента городского хозяйства Роман Богач. Комплексное регулирование алгоритмов работы светофоров уменьшает пробки на 10-15 процентов. Число машин, стоящих в ожидании зеленого, может сократиться на треть. Такое регулирование и обеспечивает интеллектуальная система, которая вскоре может появиться в Сургуте. Первый этап - детекторы транспорта. Датчик связан с компьютером, светофором и камерой и может сам определять, какому потоку и на какое время зажечь зеленый. «Если удастся в этом году установить детекторы транспорта, если все получится, что задумали мы, тогда есть вероятность, что мы настроим еще более лучше и более активно будем мониторить каждый перекресток. Вполне возможно, на каких-то крайних светофорах будет выставляться адаптивное регулирование светофорное, то есть такие технологии есть, мы о них знаем, этим вопросом занимаемся», – объяснил Станислав Кузнецов. Сургуту поможет федеральный центр. На первом этапе изменения коснутся работы 70 светофоров. Разработка проекта, закупка и монтаж оборудования, наладка и эксплуатация обойдутся в 240 миллионов рублей. В случае успеха, город сможет претендовать на дополнительное финансирование. «160 миллионов будет добавлено, если мы первые этапы пройдем и все у нас будет хорошо. Помимо этого, мы в этом году разрабатываем КСОД - комплексная схема организации дорожного движения. Тоже огромный документ, который тоже нам поможет», – рассказал замдиректора городского хозяйства Константин Карпеткин. Проектировщики определятся с документами к концу первого месяца осени, затем начнется постепенное внедрение. В систему заведут все действующие комплексы управления дорожным движением и новые датчики. Модернизация предполагает также появление модулей, которые помогут решить вопросы допуска машин к парковкам и въезда в населенный пункт крупногабаритной техники. Но это перспектива ближайших пяти лет. С учетом того, что в Сургуте планируют построить дополнительный въезд в город со стороны Тюменского тракта, ряд улиц в Западном жилом районе и две развязки на Нефтеюганском шоссе, к середине 20-х годов 21-века крупнейший муниципалитет Севера Тюменской области может стать первым в стране, где транспортный поток будет управляться искусственным интеллектом.
Уровень автомобилизации Сургута остается одним из самых высоких в России. По неофициальным данным в городе число машин приблизилось к отметке в 240 тысяч зарегистрированных единиц. Это значит, что в среднем машина есть у более, чем половины населения. Вместе с растущей численностью сургутян это дает ощутимую нагрузку на дороги, которых существенно больше за последние годы не стало. «Самый загруженный перекресток – это Аэрофлотская в выходные и праздничные дни. Около «Ленты» на Киртбая, также есть на Ленина проблемы около «СНГ», есть пересечение Ленина и Профсоюзов», – рассказал директор МКУ «Управление информационных технологий и связи Сургута» Павел Зыков. Один из ключевых перекрестков – пересечение улиц Аэрофлотской, Индустриальной и Крылова. Летом здесь традиционно приходится постоять. В пятницу вечером горожане массово выезжают на дачи, спустя двое суток – возвращаются в Сургут. «Мы понимаем, что основная масса горожан в пятницу вечером выезжает на дачи, поэтому работает в пятничном режиме, режим светофоров совершенно другой, нежели в воскресенье. Кроме того, режим работы в течение недели, примерно одинаковые. В выходные - режим другой. Используем различные режимы в праздничные дни, начало дачного сезона и так далее. Все это дело выстраивается, стараемся уменьшить количество пробок на дорогах», – объяснил директор СГМУЭП «Горсвет» Станислав Кузнецов. Для того, чтобы подобрать наиболее эффективные режимы работы светофоров, в небо поднимают квадрокоптер. С высоты птичьего полета хорошо видно, куда направляется основной трафик – сколько процентов из потока сворачивают с Аэрофлотской на Крылова, Индустриальную, Киртбая, Профсоюзов, сколько машин едет по проспекту Ленина. «С высоты птичьего полета посмотреть ситуацию, дорожную ситуацию, оценить ее, посмотреть количество транспорта, которое проходит за цикл светофорный, сделать выводы, как надо сбалансировать движение, отрегулировать, какие потоки, режимы увеличить, какие необходимо сократить», – сообщил Павел Зыков. Работа крупных, узловых перекрестков, как, например, на Аэрофлотской, структурирована по дням. С понедельника по четверг на выезд и въезд в город разрешающий сигнал загорается на сорок секунд, а с пятницы по воскресенье – на целую минуту. За одну секцию прямо проезжают от 45 до 65 машин. Уже на следующем пересечении треть потока сворачивает налево, около десятка авто ждут правового поворота, остальные едут по проспекту Ленина. Специалисты говорят, что настройка светофоров носит комплексный характер. Можно сделать так, что в город одновременно въедет большое количество машин, но большинство их них без регулировки будут стоять дальше, создавая заторы. «Это определенная работа, не то, что приехал, включил кнопочку, и сигнал изменился, мы должны понять последствия этой регулировки. Мы будем в целом по городу принимать очередной этап решений по регулировке светофоров. Потому, что жизнь - она во всем городе, она не может в одном районе отдельно взятом быть», – прокомментировал ситуацию и.о главы Сургута Алексей Жердев. Перестраивать необходимо чуть ли не всю цепочку. Яркий пример – изменение интенсивности движения на Никольской улице. Там из-за провала грунта перекрыли половину дороги. Вторую – сделали двусторонней. Оттого днем там проехать проблематично. Мешает светофор между Набережным проспектом и Югорским трактом. «Движение было запущено по этой улице для того, чтобы возможность у людей появилась быстрее попасть в город. Потому что через Безверхова все попадали на этот же перекресток, но через кольцо «Ярославны» и там дополнительная нагрузка создавалась», – объяснил директор департамента городского хозяйства Роман Богач. Комплексное регулирование алгоритмов работы светофоров уменьшает пробки на 10-15 процентов. Число машин, стоящих в ожидании зеленого, может сократиться на треть. Такое регулирование и обеспечивает интеллектуальная система, которая вскоре может появиться в Сургуте. Первый этап - детекторы транспорта. Датчик связан с компьютером, светофором и камерой и может сам определять, какому потоку и на какое время зажечь зеленый. «Если удастся в этом году установить детекторы транспорта, если все получится, что задумали мы, тогда есть вероятность, что мы настроим еще более лучше и более активно будем мониторить каждый перекресток. Вполне возможно, на каких-то крайних светофорах будет выставляться адаптивное регулирование светофорное, то есть такие технологии есть, мы о них знаем, этим вопросом занимаемся», – объяснил Станислав Кузнецов. Сургуту поможет федеральный центр. На первом этапе изменения коснутся работы 70 светофоров. Разработка проекта, закупка и монтаж оборудования, наладка и эксплуатация обойдутся в 240 миллионов рублей. В случае успеха, город сможет претендовать на дополнительное финансирование. «160 миллионов будет добавлено, если мы первые этапы пройдем и все у нас будет хорошо. Помимо этого, мы в этом году разрабатываем КСОД - комплексная схема организации дорожного движения. Тоже огромный документ, который тоже нам поможет», – рассказал замдиректора городского хозяйства Константин Карпеткин. Проектировщики определятся с документами к концу первого месяца осени, затем начнется постепенное внедрение. В систему заведут все действующие комплексы управления дорожным движением и новые датчики. Модернизация предполагает также появление модулей, которые помогут решить вопросы допуска машин к парковкам и въезда в населенный пункт крупногабаритной техники. Но это перспектива ближайших пяти лет. С учетом того, что в Сургуте планируют построить дополнительный въезд в город со стороны Тюменского тракта, ряд улиц в Западном жилом районе и две развязки на Нефтеюганском шоссе, к середине 20-х годов 21-века крупнейший муниципалитет Севера Тюменской области может стать первым в стране, где транспортный поток будет управляться искусственным интеллектом.