Сегодня в 20:30 на нашем телеканале состоится премьера документального фильма под названием «В 23». Это медицинский код из международной системы обозначения заболеваний. Конкретно этот классификатор обозначает ВИЧ. Мы покажем и расскажем реальные истории людей, которые живут с этим диагнозом уже много лет, а кто-то и всю жизнь.
За всю историю наблюдений за вирусом иммунодефицита человека, а это почти полвека, его детально изучили – от способов инфицирования до влияния на организм. ВИЧ-положительные при соблюдении предписанной терапии могут фактически не иметь ограничений в жизни. Кстати, нередко так и происходит. Они создают семьи, работают, отдыхают, ходят в кино и рестораны. Но страдают от предрассудков общества, где порой можно встретить мнение, что даже стоять рядом с ВИЧ-положительным опасно, не говоря уж о том, чтобы потрогать его или обнять.
Страдают и взрослые, и дети. А необразованность в этом вопросе может страшно ранить людей, живущих с вирусом иммунодефицита. Каждый из них в свое время проходил через принятие этой болезни, кто-то делает это сейчас. Многие, несмотря на верификацию через многочисленные анализы, отказывались верить, что заражены, бросали терапию. Но врачи говорят, это – путь в никуда. Как живут люди с диагнозом «ВИЧ»? С чем они сталкиваются? И могут ли они все-таки представлять опасность?
Фильм «В 23» снимался в нескольких городах России – Сургут, Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Мегион и Казань. Из столицы Татарстана – автор слетов для детей с ВИЧ Светлана Изамбаева. Она – одна из первых женщин в России, которая открыто заявила о своем положительном ВИЧ-статусе. Живет с ним уже 18 лет. В начале нулевых таких людей не то что сторонились, как до сих пор, к слову, происходит и сейчас, их увешивали ярлыками, оскорбляли. Теперь Света уверена, что если бы не открылась тогда, не пришла бы сегодня к тому уровню свободы, что имеет. Света замужем, у пары двое детей, и они... отрицательные. Светлана отмечает, что оскорбления личного характера переносить гораздо проще, а вот тот факт, что ее статус напрямую сказывается на отношении к детям, не может не обижать до сих пор: «Нас положили маленьких в неврологическую больницу, и вот первое, что через три дня нас выкинули оттуда, можно сказать. Потому что «нет отдельных туалетов для людей с ВИЧ». Потом мне позвонила моя знакомая, у которой ВИЧ-инфекция, у которой мама работает в бухгалтерии в этой больнице, а она сама с ВИЧ, мама ее знает, но про это как бы никто вслух не говорит, естественно, никто не знает. Она мне говорит: «Света, ты не представляешь, какой был у нас скандал, то, что ты у нас лежала. Я ни за что не открою свой статус».
Первый слет для подростков, живущих с ВИЧ в Югре, прошел прошлым летом. Единственная организация, которая пошла навстречу Центру СПИД – конноспортивная база «Мустанг» в Ханты-Мансийске. Там на неделю и собирались 26 ребят от 10 до 17 лет. В нашем регионе – около двухсот несовершеннолетних с вирусом иммунодефицита человека. Подавляющее большинство из них заразились от матерей во время беременности или родов. Все эти дети скрывают свой диагноз, опасаясь реакции общества.
«Невозможно привыкнуть к историям, когда ребенок тебе говорит, что первые три года своей жизни он помнит только крышку стола кухонного, потому что мама употребляла наркотики и постоянно с компанией своей проводила время, и ребенок постоянно прятался под столом. Как к этому можно спокойно, нормально относиться?» – рассказывает заведующая отделом профилактики КУ Югры «Центр профилактики и борьбы со СПИД» Анна Новоженова.
В России сегодня, по официальным данным Минздрава, – почти 852 тысячи ВИЧ-положительных. В ведомстве отмечают, что в стране снижается количество вновь выявляемых случаев вируса иммунодефицита человека. Мечта Светланы Изамбаевой, чтобы все ВИЧ-положительные в один момент открыли свой статус. Так и им бы стало легче жить, и профилактика вируса иммунодефицита случилась бы сама собой: «Я точно понимаю, что если бы я не начала с 2005 года говорить открыто, вряд ли я бы была на такой степени осознанности и понимания того, что мой статус не делает меня нечеловеком».
Евгения Таушева из Нижневартовска заразилась ВИЧ в 2015-м. Женя – одна из двух героинь в нашем регионе, которая не побоялась принять участие в нашем проекте с открытым лицом. Свою историю рассказывала честно и без стеснения: «У некоторых рядом оказываются такие горе-друзья, которые говорят: «Ой, со мной все в порядке, я же терапию не пью, уже много лет болею и ничего, все хорошо со мной, ну и ты можешь не принимать». Забывая о том, что рано или поздно этому всему тоже придет конец, этому, грубо говоря, везению. И у каждого организм еще разный, поэтому что одному хорошо, то другому плохо».
Женя прошла специальные курсы, сегодня она работает равным консультантом в Центре СПИД Нижневартовска. Помогает тем, кто только что узнал о своем диагнозе, принять его. Вирус иммунодефицита у каждого развивается по-разному. Врачи говорят, чем раньше обнаружить ВИЧ, тем лучше, и рекомендуют сдавать кровь регулярно, а также контролировать организм после рискованного поведения. Сюда относится, например, незащищенный половой контакт с малознакомым или непроверенным партнером. Антитела вырабатываются около месяца, иногда и дольше, поэтому сдать анализы лучше несколько раз. Самочувствие может оставаться прежним, хорошим, но бывает так не всегда.
«Это и немотивированная лихорадка, то есть повышение температуры, длительное повышение температуры тела. Месяц, два, три пациента может лихорадить. Это может быть резкое снижение массы тела – на 10 кг, на 15 кг пациенты могут худеть. Ночная потливость отмечается, выраженная ломота в суставах, в теле, длительная диарея сохраняется. Кроме того, у пациентов склонность к частым грибковым поражениям, в ротовой полости, молочницей ее пациенты называют. То есть такая вот клиника, она уже ярко выражена спустя длительный период инфицирования», – объяснила врач-инфекционист Сургутского филиала КУ Югры «Центр профилактики и борьбы со СПИД» Влада Минимбаева.
Не все истории можно уместить в формат документального фильма, настолько они проникновенно сложные с одной стороны и неприятные, если не сказать мерзкие с точки зрения реакции общества, иногда врачей, иногда социальных работников. Фильм «В 23» не об этом, он об информации, на которую всегда жалко тратить время, потому что, как мы объясняем сами себе – «Меня это не коснется». Это картина о том, что надо знать, чтобы жить.
«Меня поразило то, как к людям с ВИЧ могут относиться в обществе. Сегодня. В обществе прогрессивном, мы же считаем себя прогрессивными людьми. 2023 год. И казалось бы, век Интернета, когда можно найти абсолютно любую информацию, некоторые люди мышлением застряли где-то там. Очень правильно сказал главный врач Центра профилактики борьбы со СПИД А. И. Петровец нам в интервью, раньше ВИЧ был пугалкой, и она продолжает жить в головах очень многих людей сегодня. И люди с ВИЧ абсолютно незаслуженно стигматизированы настолько, и мы говорим об этом в фильме... Нам найти героев стоило невероятных усилий», – отметила главный редактор телеканала «Сургут 24», автор фильма «В 23» Дарья Давыдова.
«Меня поразило, знаешь, много чего. Стигматизация нашего общества меня поразила. Да, наверное, в силу того, что не хватает информации и люди не осведомлены. Но если немножечко потратить время, хотя бы посмотрев наш фильм, впитать эту информацию, то можно понять, что люди с ВИЧ, принимающие АРВТ, они такие же люди, как мы с тобой. Они проживут такую же долгую счастливую жизнь, и никакой опасности окружающим они не несут. Поразили люди, которые не боятся открыто сказать, что у них ВИЧ, они живут с этим, они приняли его. Ни в быту, ни в профессиональном плане ничем не отличаются от нас с тобой», – прокомментрировал режиссер телеканала «Сургут 24» и фильма «В 23» Дмитрий Самбур.
Еще это фильм, который разрушает стереотипы, созданные за последние десятилетия. Среди них – ВИЧ и СПИД – одно и то же. Вирусом имуннодефицита заражаются только наркозависимые и люди, ведущие асоциальный образ жизни. А еще – с ВИЧ долго не живут, с инфицированными людьми должен быть исключен любой тактильный контакт... И многое, многое другое.
«Мое отношение к теме ВИЧ изменилось, наверное, потому в основном, что лично мои пробелы в знаниях по поводу ВИЧ были заполнены. Я раньше считала, например, что любой контакт, например, незащищенный половой с человеком, больным ВИЧ, автоматически означает, что ты заразился. Оказывается, что это далеко не так. И в случае, если ЛЖВ принимает терапию и вирусная нагрузка у него неопределяемая, шанс передать ВИЧ своему партнеру при незащищенном контакте практически равен нулю», – добавила Дарья Давыдова.
«Сдавая все постоянные анализы в поликлинике, стабильно человек раз в год болеет. Он идет, сдает общий анализ крови, я почему-то всегда считал, что там берут анализ на ВИЧ», – продолжил Дмитрий Самбур.
«Мы когда только приехали на съемки в Центр СПИД, предложили сдать кровь на ВИЧ, я думаю, многие согласятся со мной. Ты же знаешь, что все в порядке. Ты знаешь, что у тебя не было рискованного поведения, незащищенных контактов, случайных связей, ты не наркозависимый, где-то в компании не гонял это все дело, но ты идешь, сдаешь кровь, ждешь результатов анализов с невероятным напряжением внутри. Вот прям... А что если. А вдруг, а что дальше. Мы постарались ответить на многие вопросы и затронуть те темы, которые неприятны. Мы постарались рассказать о людях с ВИЧ честно и максимально открыто. Я бы хотела, чтобы результатом просмотра фильма стало не только более внимательное отношение к себе, к своему партнеру, но и изменение отношения к людям, которые сегодня живут с ВИЧ», – подчеркнула Дарья Давыдова.
Премьера фильма «В 23» состоится на нашем телеканале уже сегодня в 20:30.