Вода ошибок не прощает. Фраза кажется давно избитой, но от того ее смысловая составляющая нисколько не меняется. Удивительно, но в начале мая сургутяне уже успели погреться у воды, а из гаражей и ангаров на реки Югры поставили лодки. В наших-то условиях да при наличии соответствующего транспорта не переплыть на другой берег, где нет толп рыбаков, просто грех. Рыбалка и охота для многих жителей Ханты-Мансийского автономного округа остаются одними из главных видов досуга. Оттого и транспорта на реках становится больше. В Сургутском отделении госинспекции по маломерным судам зарегистрировано около семи с половиной тысяч единиц лодок, яхт и катеров. Не так уж и мало. И следят у нас за трезвостью водителей, за техническим состоянием машин регулярно. Для сотрудников ГИМС май – горячая пора. В этом году лодочная станция ожила чуть раньше обычного. Теплая весна и ранний ледоход позволили встать яхтам и катерам на пристань уже в первых числах месяца. Здесь у пункта проведения технического освидетельствования судов – аншлаг. Особое внимание, конечно, вопросам безопасности. На борту должны быть весла, огнетушитель, насос, сигнальное устройство, фонарь, навигационное оборудование, якорь и многое другое. Само собой, в лодке не может быть пробоин, исправна должна быть техническая часть. Все проверки, которые носят регулярный характер, проходят только в очной форме. Это означает, что государственный инспектор должен лично убедиться, что с лодкой или катером все в порядке. «Человек не имеет права управлять маломерным судном, не прошедшим периодического освидетельствования. То есть ГИМСом должно быть подтверждено, что данное судно безопасно в эксплуатации, что оно снабжено всеми средствами безопасности – спасжилетами, конец Александрова, средства пожаротушения, полный комплект, есть определенный перечень, который должен быть задействован на судне. Оно не должно иметь пробоин, исправен двигатель, рулевое управление и так далее», – рассказал руководитель Сургутского инспекторского отделения «Центр ГИМС ГУ МЧС России по Югре» Роман Хрущев. За отсутствие такого подтверждения судоводителю предстоит заплатить штраф от 5 до 10 тысяч рублей. Всего на учете в Сургутском отделении ГИМС почти семь с половиной тысяч лодок, катеров и яхт. Тех, кто вне закона, в сотни раз меньше. Если они попадутся на глаза инспекторам, владельцам грозит штраф от 15 до 20 тысяч рублей, а плавсредство поместят на штрафстоянку. Невыгодно, потому таких судов на реках Сургута и Сургутского района практически нет. За порядком в госинспекции следят в ходе патрулирования, как самостоятельного, так и совместного – с транспортной полицией, рыбохраной, гостехнадзором. Но цель одна – избежать гибели людей. Работа сотрудников госинспекции по маломерным судам сродни тому, чем занимается ГИБДД. Спасатели на реках следят за состоянием как судоводителей, так и техники, и говорят, что правила движения на воде, как и по дороге, написаны кровью. «Установлено, что маломерные суда должны двигаться за судовым ходом, и только при необходимости могут двигаться по судовому ходу в пределах 10 метров от кромки. Жилеты, конец Александрова. Если он не понадобится никогда, никому не надо оказывать помощь, то это хорошо. Но если когда-то один раз даже пригодится и кому-то поможет, значит, мы обязаны его возить», – отметил государственный инспектор по маломерным судам Сургутского отделения «Центр ГИМС МЧС России по Югре» Олег Семенченко. Кроме того, при отправлении с лодочной станции, судоводитель обязан уведомить о своих планах сотрудников. Хорошим тоном считается сообщить о месте пребывания и сроках возврата своих близких. Взмах флагом для судоводителя – это требование остановиться. Такой сигнал на реке подают сотрудники ГИМС. Цель рейдов – профилактика возможных нарушений. Соблюдение всех установленных требований обязательно. Спасатели настаивают: вода ошибок не прощает. Территория обслуживания сургутского отделения ГИМС – почти 700 километров водной глади Оби с притоками и несчетное количество озер. В этом году уже выписаны шесть штрафов за различные нарушения. В навигацию 2019-го постановлений было 205. Чаще всего взыскания выписывают за управление судном, не прошедшим техосмотр, встречаются те, кто не имеет права находиться за штурвалом. Один из самых тяжких проступков – управление лодкой в состоянии опьянения. В прошлом году таких случаев было восемь. Судоводителей под шофе лишают прав на срок до полутора лет либо крупно штрафуют. С начала 2020-го в водах Сургута и района погибших нет, один человек пропал без вести. «Снегоходы проваливались, это не секрет, потому что ледовый покров был крайне тонкий, особенно на реке с течением, гибели людей удалось избежать, но снегоходов несколько штук утонуло. На данный момент у нас погибших официально не зарегистрировано, однако есть пропавший человек. На реке Лямин в районе поселка Горного при ледоходе с грубыми нарушениями управляли маломерными суднами два человека, один выплыл, другой не смог. В настоящее время ведется его поиск», – добавил Роман Хрущев. Стать судоводителем несложно. От начала обучения до получения удостоверения проходит около трех месяцев. Стоят курсы в Сургуте от 15 до 25 тысяч рублей. Корочка позволит управлять маломерными судами на внутренних водных путях и несудоходных водоемах. А вот стоимость катеров и лодок разнится и зависит от технического состояния, выработанного ресурса и года выпуска. К новым придется докупать мотор, все средства безопасности и навигационное оборудование. Но если такой вид досуга по душе, в эпоху доступного кредитования желанная мечта очень быстро может стать реальностью.
Вода ошибок не прощает. Фраза кажется давно избитой, но от того ее смысловая составляющая нисколько не меняется. Удивительно, но в начале мая сургутяне уже успели погреться у воды, а из гаражей и ангаров на реки Югры поставили лодки. В наших-то условиях да при наличии соответствующего транспорта не переплыть на другой берег, где нет толп рыбаков, просто грех. Рыбалка и охота для многих жителей Ханты-Мансийского автономного округа остаются одними из главных видов досуга. Оттого и транспорта на реках становится больше. В Сургутском отделении госинспекции по маломерным судам зарегистрировано около семи с половиной тысяч единиц лодок, яхт и катеров. Не так уж и мало. И следят у нас за трезвостью водителей, за техническим состоянием машин регулярно. Для сотрудников ГИМС май – горячая пора. В этом году лодочная станция ожила чуть раньше обычного. Теплая весна и ранний ледоход позволили встать яхтам и катерам на пристань уже в первых числах месяца. Здесь у пункта проведения технического освидетельствования судов – аншлаг. Особое внимание, конечно, вопросам безопасности. На борту должны быть весла, огнетушитель, насос, сигнальное устройство, фонарь, навигационное оборудование, якорь и многое другое. Само собой, в лодке не может быть пробоин, исправна должна быть техническая часть. Все проверки, которые носят регулярный характер, проходят только в очной форме. Это означает, что государственный инспектор должен лично убедиться, что с лодкой или катером все в порядке. «Человек не имеет права управлять маломерным судном, не прошедшим периодического освидетельствования. То есть ГИМСом должно быть подтверждено, что данное судно безопасно в эксплуатации, что оно снабжено всеми средствами безопасности – спасжилетами, конец Александрова, средства пожаротушения, полный комплект, есть определенный перечень, который должен быть задействован на судне. Оно не должно иметь пробоин, исправен двигатель, рулевое управление и так далее», – рассказал руководитель Сургутского инспекторского отделения «Центр ГИМС ГУ МЧС России по Югре» Роман Хрущев. За отсутствие такого подтверждения судоводителю предстоит заплатить штраф от 5 до 10 тысяч рублей. Всего на учете в Сургутском отделении ГИМС почти семь с половиной тысяч лодок, катеров и яхт. Тех, кто вне закона, в сотни раз меньше. Если они попадутся на глаза инспекторам, владельцам грозит штраф от 15 до 20 тысяч рублей, а плавсредство поместят на штрафстоянку. Невыгодно, потому таких судов на реках Сургута и Сургутского района практически нет. За порядком в госинспекции следят в ходе патрулирования, как самостоятельного, так и совместного – с транспортной полицией, рыбохраной, гостехнадзором. Но цель одна – избежать гибели людей. Работа сотрудников госинспекции по маломерным судам сродни тому, чем занимается ГИБДД. Спасатели на реках следят за состоянием как судоводителей, так и техники, и говорят, что правила движения на воде, как и по дороге, написаны кровью. «Установлено, что маломерные суда должны двигаться за судовым ходом, и только при необходимости могут двигаться по судовому ходу в пределах 10 метров от кромки. Жилеты, конец Александрова. Если он не понадобится никогда, никому не надо оказывать помощь, то это хорошо. Но если когда-то один раз даже пригодится и кому-то поможет, значит, мы обязаны его возить», – отметил государственный инспектор по маломерным судам Сургутского отделения «Центр ГИМС МЧС России по Югре» Олег Семенченко. Кроме того, при отправлении с лодочной станции, судоводитель обязан уведомить о своих планах сотрудников. Хорошим тоном считается сообщить о месте пребывания и сроках возврата своих близких. Взмах флагом для судоводителя – это требование остановиться. Такой сигнал на реке подают сотрудники ГИМС. Цель рейдов – профилактика возможных нарушений. Соблюдение всех установленных требований обязательно. Спасатели настаивают: вода ошибок не прощает. Территория обслуживания сургутского отделения ГИМС – почти 700 километров водной глади Оби с притоками и несчетное количество озер. В этом году уже выписаны шесть штрафов за различные нарушения. В навигацию 2019-го постановлений было 205. Чаще всего взыскания выписывают за управление судном, не прошедшим техосмотр, встречаются те, кто не имеет права находиться за штурвалом. Один из самых тяжких проступков – управление лодкой в состоянии опьянения. В прошлом году таких случаев было восемь. Судоводителей под шофе лишают прав на срок до полутора лет либо крупно штрафуют. С начала 2020-го в водах Сургута и района погибших нет, один человек пропал без вести. «Снегоходы проваливались, это не секрет, потому что ледовый покров был крайне тонкий, особенно на реке с течением, гибели людей удалось избежать, но снегоходов несколько штук утонуло. На данный момент у нас погибших официально не зарегистрировано, однако есть пропавший человек. На реке Лямин в районе поселка Горного при ледоходе с грубыми нарушениями управляли маломерными суднами два человека, один выплыл, другой не смог. В настоящее время ведется его поиск», – добавил Роман Хрущев. Стать судоводителем несложно. От начала обучения до получения удостоверения проходит около трех месяцев. Стоят курсы в Сургуте от 15 до 25 тысяч рублей. Корочка позволит управлять маломерными судами на внутренних водных путях и несудоходных водоемах. А вот стоимость катеров и лодок разнится и зависит от технического состояния, выработанного ресурса и года выпуска. К новым придется докупать мотор, все средства безопасности и навигационное оборудование. Но если такой вид досуга по душе, в эпоху доступного кредитования желанная мечта очень быстро может стать реальностью.