Регионы России получат 50 миллиардов рублей на обновление общественного транспорта. О выделении средств рассказал президент России Владимир Путин в ходе своего обращения к Федеральному собранию. Напомним, что программа модернизации этой сферы была разработана в 21 году, с 1 января 2022-го началась ее реализация в субъектах. Главные цели – повышение качества и оптимизация транспортного обслуживания населения. Проще говоря, создание таких условий, чтобы жителям было удобно пользоваться автобусами.
В Сургуте работа в этом направлении началась год назад. Сначала изучали предложения жителей, потом исследовали эффективность имеющихся маршрутов. Их сейчас в городе 45. До 1 апреля будет сформирован план внедрения изменений в маршрутную сеть города, а уже с 1 мая его начнут воплощать. Что изменится и готовы ли будут сургутяне пересесть на автобусы с личных авто, если транспортная система станет комфортнее?
Правительство России в декабре прошлого года внесло изменения в госпрограмму «Развитие транспортной системы». Теперь документ регулирует этапы внедрения в эту сферу  интеллектуальных технологий. Речь идет в том числе о сайтах и приложениях, которые помогают онлайн узнать, когда к конкретной остановке подойдет нужный автобус. Разработку внедрили уже в 49 городах 42-х регионов. В их числе Сургут. Наш муниципалитет ведет активную работу по модернизации системы общественного транспорта. Контролируется этот процесс и губернатором Югры. Корректировку маршрутных сетей в Сургуте обсудили на онлайн-эфире главы региона.
«Выполнена научно-исследовательская работа «Разработка экономической модели регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городе Сургуте». Что важно, осуществлена в соответствии с поручением корректировка маршрутной сети и размещения остановочных комплексов. 28 маршрутов, из которых 10 – новых, и как раз это реакция на предложения и замечания сургутян, их поступило в ходе обсуждения более 500. И эти новые маршруты связали как раз социально значимые объекты и новые микрорайоны города для жителей. Запуск новой маршрутной сети запланирован с 1 мая 23 года», – рассказала заместитель главы Сургута Анна Томазова.
Одно из изменений в маршрутной сети города уже произошло. Автобусы запустили в микрорайон Марьина гора. Маршрут № 1 теперь курсирует от новой остановки у только заселенных домов по ряду ключевых направлений города: 25-й, Энергетиков, Университет, Набережный проспект, конечная – НГДУ.  Как отметили жители, на самом деле время, необходимое на дорогу на работу или подвоза детей в школу, после переезда у них несильно увеличилось.
«Соседей еще очень мало, пара человек. Нормально ездит, устраивает. Ни пробок, ничего нету, то есть кажется на вид, что далеко, а так-то нету никакого дискомфорта. Не вызывает пока что в данный момент. Да, удобно, что ребенок будет ездить на автобусе», – подчеркнул житель микрорайона Марьина гора Виталий Сурин.
Развитие и застройка новых микрорайонов – одна из причин, почему система общественного транспорта нуждается в обновлении. Поэтапный план модернизации еще разрабатывается. Его создают на базе анализа всей существующей маршрутной сети города, состояния автобусов. Какие конкретно изменения будут введены в этом году, станет известно в апреле.
«Нам должны представить до 1 апреля «дорожную карту», как в течение 23-24 года эти мероприятия по новой программе и схеме будут реализовываться. Такие болевые точки, естественно, удаленные территории. Мы как депутаты не можем не контролировать, в частности, здесь большой перспективный, развивающийся жилой район. Мы также решали, как будет решаться вопрос по обеспечению пассажирскими перевозками этого района, но мы видим, уже здесь вопрос запущен», – прокомментировал депутат думы Сургута Богдан Гужва.
Решить вопрос с общественным транспортом в микрорайоне Марьина гора удалось благодаря расширению первого маршрута. К имеющемуся пути следования автобуса добавилась еще одна остановка. Увеличили и количество транспорта на этой линии. Теперь на направлении работает десять автобусов вместо восьми. По аналогичному принципу будут менять всю систему общественного транспорта в Сургуте. Больше автобусов – меньше дублирующих друг друга маршрутов.
«Проблема в городе, по данным научно-исследовательской работы, в том числе в том, что у нас очень много дублирующих маршрутов. Когда по одному и тому же либо близкому маршруту ездят все – и маршрутки, и автобусы, еще и несколько автобусов. Коэффициент дублирования составляет 4,2 единицы. Это значит, что через 1 остановку проходит в среднем 4,2 маршрута. Это очень много. Мы ее снижаем до трех, тем самым уменьшая количество самих маршрутов, но в самих маршрутах мы увеличиваем количество автобусов. Тем самым увеличивается частота», – объяснил директор департамента городского хозяйства Сургута Кирилл Киселев.
«Новые автобусы, которые будут у нас по улицам, там Югорский тракт, который никогда не был задействован, Киртбая новый участок за «Новином». Мы его планируем запустить и так далее, там много еще вариантов», – добавил начальник отдела по организации транспортного обслуживания населения департамента городского хозяйства Сургута Рустам Гильманов.
Отсутствие необходимых маршрутов и долгое ожидание транспорта – основные претензии сургутян. Об этих проблемах знают и власти города, именно на их решение и направлены предстоящие изменения.
«У нас сегодня время ожидания автобусов – от 17 до 40 минут. В зависимости от СНТ или в городе. У нас задача – подойти к 6-10 минутам ожидания автобусов. Всю систему прорабатываем, что на такой результат нам выйти», – акцентировал глава Сургута Андрей Филатов.
По прогнозам мэрии, новый подход к системе общественного транспорта повысит пассажиропоток с нынешних 72 до 85 тысяч человек к день. По итогам года намерены перевезти 21 миллион пассажиров. Мы поинтересовались у сургутян, будут ли они готовы пересесть на автобусы, если недостатки в системе общественного транспорта будут устранены.
– Мне хватает на работу, с работы ездить на автобусе, в выходной день я на машине. За запчастями, на СТО, но никак на общественном транспорте.
– Мосты построили, увеличили количество, скорее всего, автобусов. Очень часто сталкивался с этим, приходилось по часу, по полтора часа ждать.
– Мне кажется, это невозможно. Когда наличие многодетной семьи, поэтому нужно ездить в разные детские садики, учреждения, кроме автомобиля пока на данный момент, тем более с нашими дорогами, такой вот системы не вижу. Если бы я была без детей, возможно, я бы рассмотрела, если бы погодные были бы, скажем так, возможности такого плана, тогда да. У нас погода не позволяет на остановках стоять. Эти ветра, вы сами понимаете.
– Нет, я уже наездилась в свое время. Я сейчас не езжу, очень редко, может, один раз в год.
– Я думаю, наверное, так не получится. Все-таки личные дела и автобус, не получится. Я не готов на автобус пересаживаться, потому что и дети, и за продуктами ездить.
Из изменений, которые уже известны, – класс курсирующих автобусов. Он должен быть не ниже среднего, то есть в перспективе – никаких маршруток. На четверть станет меньше пересечений между направлениями, увеличится охват транспортом районов, снизится время в пути, сократится интервал, то есть ожидание. На магистральных направлениях, обещают, ждать посадки придется максимум 15 минут в час пик. Оценить, как все это будет работать не в проекте, а на практике, жители смогут с 1 мая.