На этот раз решили зайти внутрь храма в честь великомученика Георгия Победоносца. Ребята узнают, зачем ставят свечи, где поют на службах в храмах и кто это делает, а еще почему женщины ходят в церковь с платками на головах и в юбках. Отец Антоний: Мы с вами пришли в храм, вы здесь походили, посмотрели. Возникли у вас вопросы? Тихон: А это кто там на стенах нарисован, ангелы-хранители? От. Ан.: В храме очень много росписи. Самый первый ярус, который ближе к полу, – это местночтимые святые, святые, которых особо почитают у нас здесь и в Сургуте, и на Севере. Второй ярус – это вся жизнь Георгия Победоносца, вы можете ее увидеть прям от его рождения, его жизни и до самой смерти, потому что храм освящен в честь Георгия Победоносца. Выше уже можно увидеть росписи праздников. Есть в храме еще иконостас, вы иконостас видели? Это такая перегородка с иконами, которая отсекает здание храма от алтаря, от самого главного места в храме, где совершается самая главная служба – литургия. В центре храма всегда у нас стоит аналой с иконами. Варя: А кто это, тоже ангелы-хранители? От. Ан.: Это архангелы Михаил и Гавриил. Очень часто они располагаются при входе в храм, у них на свитках даже написаны важные слова. Видите, у архангела Михаила свиток? Там написано: «Простаю меч свой», то есть «держу меч», «Простираю меч мой на приходящих в чистый дом Божий с нечистыми мыслями», то есть, приходить в храм надо всегда с чистыми мыслями, помышлениями и сердцами. А у архангела Гавриила, видите, перо такое в руке, и он пишет в свитке. Ангел Господень записывает имена входящих в церковь со страхом Божьим и верою и с благоговением. В.: А что там у вас наверху в храме? От. Ан.: Варенька, наверху много всего интересного. Вы, наверное, знаете, что в храме служба всегда сопровождается пением, в храме красиво поют, есть хор. Вот на самом верху есть балкончик такой выступающий, это так называемый клирос. Именно на клиросе собираются и поют во время службы. Певчие, их так называют, потому что они, как птички поют, красиво. Пониже – это второй балкон, на этом балкончике располагается ризница храма, там хранятся священные облачения, там же иногда проходят беседы перед таинствами, иногда исповедь там проходит. Если вы заметили, то иконостас всегда стоит на возвышении, как бы надо подняться на несколько ступенек выше. Это возвышение называется «алтарное возвышение», «алтарь» переводится как «возвышенный жертвенник», поэтому алтарь всегда на возвышении относительно всего храма. И запомните: в храме всегда есть очень большая центральная люстра. Знаете, как она называется? Вот эта люстра называется паникадило, переводится – «много светильников, много свечей» с греческого. Т.: А она сделана из золота? От. Ан.: Нет, она сделана из латуни, это такой металл. Т.: И ее просто красят? От. Ан.: Даже не красят, это такой цвет у латуни и есть. Такой вот металл. Медь чуть краснее, а вот латунь именно такая. Иконостас – уже позолоченный, резной, вырезан из дерева и покрашен, и позолочен. Это такое искусство церковное. В.: Зачем свечки нужны? Куда их ставят? От. Ан.: Зачем ставят? Я сейчас возьму одну свечку и покажу вам. Когда-то эта свечечка была большая, ее зажгли, помолились о здравии близких, родных и поставили. И свечка горит, сгорает, пока от нее ничего не останется. Свеча является очень важным символом в церковной традиции, на нее посмотрите – она светит, она дает свет людям. Свеча достаточно мягкая, ее можно, видите, вот так вот загибать. Что очень важно в этой свечке, в любой свече, это, во-первых, жертва и дар Богу, мы приносим Богу светильник, этот светильник является символом того, какими должны быть мы, люди. Мы должны светить и освещать всем вокруг пространство, жизнь, то есть помогать, быть светом в этой жизни. Эта свеча символизирует и нашу жизнь, что помощь ближнему, свечение ближнему... Все равно человек как бы сгорает ради близких, ради своих родных. Мы не должны быть твердыми, как камень, мы должны быть мягкими, мы должны быть скорыми на помощь, мы не должны быть жестокосердными, мы должны быть мягкосердечными. И самый большой символ – это то, что свеча дарит свет и является жертвой Богу. Это тоже старая традиция, она тоже еще до Христа известна была – зажигать светильник перед алтарем Божьим. Эта традиция продолжается и в наше время. В.: Почему женщины должны всегда ходить с покрытой головой и постоянно? От. Ан.: Давай с тобой разделим этот вопрос на несколько. Женщина должна ходить в женском платье, потому что эта традиция описана у апостола Павла, эта традиция Новозаветная, то есть женщина не должна одеваться в мужскую одежду в храме, это первое. А второе, это то, что касается покрытой головы, вот здесь уже надо немножко разделить: девушки до брака, девочки маленькие, они по каноническим нормам церкви могут не покрывать голову платочком. У нас это больше традиция, что даже маленькие девочки голову покрывают. По канонам, до замужества, пока девушка живет в чистоте, пока не вышла замуж, она может голову не покрывать. Вот уже взрослые, когда выходят замуж, есть такая традиция, когда мама своей дочери повязывает платочек на свадьбе, то есть показывая этим, что она покрывает ее своей любовью, и она уже не может быть простоволосая, с открытой головой, потому что она уже замужняя. Соответственно, эта традиция распространяется и на церковь, церковную традицию. Поэтому здесь, видишь, все по-разному, вот ты стоишь сейчас без платочка и не нарушаешь каноны церкви. Т.: А как надо часто ходить в храм? От. Ан.: Есть заповедь Божья: «Шесть дней трудись, делай все свои дела, а седьмой день посвяти Господу Богу твоему». Это именно та заповедь, которая написана в книгах Священного Писания. Поэтому люди и стараются шесть дней трудиться, делать все свои дела, зарабатывать на хлеб свой насущный, а седьмой день посвящают Богу. Поэтому воскресные службы всегда самые многолюдные, люди стараются в субботу вечером, в воскресенье в течение дня посещать храм. Это то, что является обязанностью для христианина. Можно и в будние дни приходить, храм открыт всегда. Материалы подготовлены за счет средств гранта департамента общественных и внешних связей ХМАО-Югры