Юная журналистка Вера Карпенко приехала в Дом коренных народов Севера историко-культурного центра «Старый Сургут» к художнику-конструктору Наталье Ачимовой. Наталья – из народа ханты и готова рассказать девочке все о религии коренных жителей Югры. Вера: Во что верят ханты и манси? Наталья Ачимова: Коренные народы Севера, в том числе ханты и манси, по вероисповеданию являются язычниками. Есть священные места у коренных народов Севера, они туда приезжают и поклоняются – и святым местам, и священным духам. В.: Правда, что ханты и манси едят сырую рыбу? Н. Ач.: Ханты и манси едят и сырую рыбу, и сырое мясо. Там, кстати, очень много витаминов. Правда, они не всю подряд рыбу сырую едят, например, строганину из муксуна. В.: А как одежду делают из оленей шкуры? Н. Ач.: Из оленей шкуры делают малицы, у мужчин это называется малица (пальто, шуба – прим. ред.), у женщин это сах, также шьют рукавицы и обувь. Есть кисы длинные, кисы короткие. Выделывают шкуру, эти работы проходят весной, а затем шьют костюмы – или летом, или осенью. В: Что означают узоры на одежде? Н. Ач.: Каждый орнамент несет свое значение. Раньше, хотя и сейчас это тоже сохранилось, орнамент представляет собой некий паспорт человека. Старейшины наши могли легко определить по этим узорам, из какого региона, с какой реки мужчина или женщина. Обычно это происходило на каких-то праздниках, съездах, например, на съезде охотников, рыбаков и оленеводов. Бабушка посмотрела на твою одежду, она поняла уже, из какого ты рода, и, поняв по орнаментам, что ты не являешься родственницей, она могла посватать тебя в невесты. [image, 1] В.: Зачем голова медведя в доме? Н. Ач.: Медведь является священным животным, поэтому у коренных народов особое отношение к нему. Медведя просто так не добывают, на него не охотятся, даже нельзя говорить вслух, что сегодня ты пойдешь на охоту именно на медведя. Как говорят ханты, если бог Торум посылает медведя, то его добывают, а если не нужно этого делать, обходят три раза вокруг берлоги и говорят: «Мне данная добыча не нужна, я отказываюсь». Если вдруг животное добывают, то обязательно проводят медвежьи игрища, то есть устраивают праздник. Если это медведь, то праздник у нас длится пять дней – пять дней и пять ночей, если это самка, то четыре дня и четыре ночи, так как у самца пять жизней, а у самки четыре жизни. При рождении ребенка она одну жизнь отдает ему. На священных игрищах, обрядах поются священные песни, рассказываются какие-то легенды. Обязательно нужно надевать наряд специально для медвежьих игрищ: покрывают полностью руки, голову, прячут лицо за берестяной маской, чтобы медведь не увидел твой образ, части тела, глаза, чтобы в дальнейшем он не напугал тебя в лесу, когда ты пойдешь собирать ягоды или грибы. Еще накрывается обязательно стол, приглашают гостей, поют особые песни, их не исполняют в любые дни, при этом накрывают стол медведю обязательно. А ты была у нас на празднике Вороний день? В.: Нет. Н. Ач.: Приходи в следующий раз обязательно, этот праздник у нас проходит ежегодно весной. Ворона является покровительницей женщин и детей, Ворона – это первая из птиц, которая возвращается с зимовки, поэтому у ханты, можно сказать, это некий свой Новый Год. [image, 2] В.: Как ханты и манси защищаются от злых духов? Н. Ач.: Каждому при рождении присуждают, наверное, духа-покровителя. Если у христиан это проходит как Крещение, у ханты тоже при рождении ребенку выбирают духа-покровителя, то есть он является твоим ангелом-хранителем всю жизнь. И, конечно же, делают какие-то обереги, например, на ночных или дневных люльках-колыбельках вырезают обязательно орнамент глухарки сна. Тем самым он несет оберег для младенца, то есть, пока малыш спит, эта глухарка охраняет сон малыша. В.: Какие у вас есть обряды? Н. Ач.: У нас нет календарных праздников, как у русских, которые отмечают в определенные дни. У нас есть священные места, и мы ездим или ходим туда поклоняться, но именно когда растет луна новая. То есть при рождении новой луны мы идем на священные места, поклоняемся, и это считается праздником. Материалы подготовлены за счет средств гранта департамента общественных и внешних связей ХМАО-Югры
Юная журналистка Вера Карпенко приехала в Дом коренных народов Севера историко-культурного центра «Старый Сургут» к художнику-конструктору Наталье Ачимовой. Наталья – из народа ханты и готова рассказать девочке все о религии коренных жителей Югры. Вера: Во что верят ханты и манси? Наталья Ачимова: Коренные народы Севера, в том числе ханты и манси, по вероисповеданию являются язычниками. Есть священные места у коренных народов Севера, они туда приезжают и поклоняются – и святым местам, и священным духам. В.: Правда, что ханты и манси едят сырую рыбу? Н. Ач.: Ханты и манси едят и сырую рыбу, и сырое мясо. Там, кстати, очень много витаминов. Правда, они не всю подряд рыбу сырую едят, например, строганину из муксуна. В.: А как одежду делают из оленей шкуры? Н. Ач.: Из оленей шкуры делают малицы, у мужчин это называется малица (пальто, шуба – прим. ред.), у женщин это сах, также шьют рукавицы и обувь. Есть кисы длинные, кисы короткие. Выделывают шкуру, эти работы проходят весной, а затем шьют костюмы – или летом, или осенью. В: Что означают узоры на одежде? Н. Ач.: Каждый орнамент несет свое значение. Раньше, хотя и сейчас это тоже сохранилось, орнамент представляет собой некий паспорт человека. Старейшины наши могли легко определить по этим узорам, из какого региона, с какой реки мужчина или женщина. Обычно это происходило на каких-то праздниках, съездах, например, на съезде охотников, рыбаков и оленеводов. Бабушка посмотрела на твою одежду, она поняла уже, из какого ты рода, и, поняв по орнаментам, что ты не являешься родственницей, она могла посватать тебя в невесты. [image, 1] В.: Зачем голова медведя в доме? Н. Ач.: Медведь является священным животным, поэтому у коренных народов особое отношение к нему. Медведя просто так не добывают, на него не охотятся, даже нельзя говорить вслух, что сегодня ты пойдешь на охоту именно на медведя. Как говорят ханты, если бог Торум посылает медведя, то его добывают, а если не нужно этого делать, обходят три раза вокруг берлоги и говорят: «Мне данная добыча не нужна, я отказываюсь». Если вдруг животное добывают, то обязательно проводят медвежьи игрища, то есть устраивают праздник. Если это медведь, то праздник у нас длится пять дней – пять дней и пять ночей, если это самка, то четыре дня и четыре ночи, так как у самца пять жизней, а у самки четыре жизни. При рождении ребенка она одну жизнь отдает ему. На священных игрищах, обрядах поются священные песни, рассказываются какие-то легенды. Обязательно нужно надевать наряд специально для медвежьих игрищ: покрывают полностью руки, голову, прячут лицо за берестяной маской, чтобы медведь не увидел твой образ, части тела, глаза, чтобы в дальнейшем он не напугал тебя в лесу, когда ты пойдешь собирать ягоды или грибы. Еще накрывается обязательно стол, приглашают гостей, поют особые песни, их не исполняют в любые дни, при этом накрывают стол медведю обязательно. А ты была у нас на празднике Вороний день? В.: Нет. Н. Ач.: Приходи в следующий раз обязательно, этот праздник у нас проходит ежегодно весной. Ворона является покровительницей женщин и детей, Ворона – это первая из птиц, которая возвращается с зимовки, поэтому у ханты, можно сказать, это некий свой Новый Год. [image, 2] В.: Как ханты и манси защищаются от злых духов? Н. Ач.: Каждому при рождении присуждают, наверное, духа-покровителя. Если у христиан это проходит как Крещение, у ханты тоже при рождении ребенку выбирают духа-покровителя, то есть он является твоим ангелом-хранителем всю жизнь. И, конечно же, делают какие-то обереги, например, на ночных или дневных люльках-колыбельках вырезают обязательно орнамент глухарки сна. Тем самым он несет оберег для младенца, то есть, пока малыш спит, эта глухарка охраняет сон малыша. В.: Какие у вас есть обряды? Н. Ач.: У нас нет календарных праздников, как у русских, которые отмечают в определенные дни. У нас есть священные места, и мы ездим или ходим туда поклоняться, но именно когда растет луна новая. То есть при рождении новой луны мы идем на священные места, поклоняемся, и это считается праздником. Материалы подготовлены за счет средств гранта департамента общественных и внешних связей ХМАО-Югры