Юная журналистка Вера Карпенко приехала в Дом коренных народов Севера историко-культурного центра «Старый Сургут». Художник-конструктор Наталья Ачимова сегодня расскажет девочке, где молятся шаманы коренных народов Югры и как устроен быт у ханты и манси. Вера: Какие у детей были игры? Наталья Ачимова: У девочек это чаще всего изготовление или шитье куколки. Так они учатся правильно держать иголку, шить, развивая при этом мелкую моторику. Мальчики работают с ножом, обучаются этому они с пяти лет, вырезают тоже какие-то игрушки – стрелы, лук, лыжи, нарты. Дети изготавливают игрушки себе сами, соответственно, к ним у ребят более бережное отношение, ведь сделаны своими руками. В.: А дети ханты и манси ходят в школу? Н. Ач.: Конечно, ходят, как и все они обучаются в школах. Если семья живет далеко от какого-то населенного пункта, в юртах у себя на стойбище, то дети отправляются на уроки в школы-интернаты. В.: Расскажите про оленей. Н. Ач.: Олень, скажем, для ханты – это не домашнее животное, а член семьи, к нему особое отношение, почтение, потому что это и вид транспорта, и одеваешься, используешь шкуру оленя, также из шкуры оленя можно сшить чум. Оленей может быть разное количество, но ханты и манси никогда не говорят, сколько голов в стаде. Это плохая примета, может остаться меньшее поголовье. Поэтому ни один хант не скажет о количестве в стаде оленей. Приблизительно он скажет, например, сто голов. [image, 2] В.: А почему у нас олени не домашние животные, а дикие, а у вас наоборот? Н. Ач.: Испокон веков ханты и манси промышляли и занимались оленеводством, то есть это кочевые ханты, у них не было, как у вас, машин или других транспортных средств. Именно благодаря оленям ханты переезжали куда-то, передвигались, запрягали их, например, и ехали в гости. В.: Что такое облас? Н. Ач.: Облас – это лодка-долбленка, она делается из цельного ствола дерева. Это может быть кедр, это может быть осина. Это уникальная, на самом деле, вещь, она кажется на первый взгляд такой простой. Но это – не простая лодочка, на ней не так просто усидеть. Нужно держать равновесие и правильно управлять веслом. Если что-то пойдет не так, то ты мгновенно перевернешься. У нас есть соревнования по гребле на обласах, они доросли уже до международного уровня. Ежегодно туда съезжаются все коренные народы Севера не только со всей Югры, но и многие другие национальности принимают участие в этих соревнованиях. Даже девочки твоего возраста – уже с 8-10 лет, облас в 10 раз больше их самих, но они активно принимают участие и занимают первые места. [image, 1] В.: А почему вы живете в лесу, а не в городе? Н. Ач.: Это наш дом, мы там родились и выросли, поэтому мы живем в лесу. То есть сейчас многие живут как в лесу, так и в городе, например, я. Я живу здесь, пока я работаю, но во время отпуска я уезжаю в лес и живу там, мне гораздо лучше жить там, нежели в городе. В.: На чем зимой передвигаются? Н. Ач.: В наше время уже передвигаются на машинах, на буранах. И на дальние расстояния, куда уже не доехать на машине, едут на буране, кто-то на оленях. Это до сих пор сохранилось, передвигаются на оленях. В.: А как у вас сани называются? Н. Ач.: Сани называются нарты. Они гораздо меньше по размеру, чем обычные сани, и очень легкие. Нарты изготавливаются из дерева, это чаще всего береза, это очень прочный материал. При этом не используются гвозди, в нартах ни одного гвоздя вы не найдете, поэтому они очень легкие и быстрые, то есть ходкие. [image, 3] В.: Вы их в магазинах покупаете или сами делаете? Н. Ач.: Нарты исключительно каждый хозяин семьи, мужчина изготавливает только сам, в магазинах такие вещи не продаются. В.: Что такое чум? Его тяжело делать? Н. Ач.: Чум – это жилище ханты, которые ведут кочевой образ жизни. Сейчас, наверное, больше данным жильем пользуются на Ямале. Чум делают, собирают, ставят женщины. Это занимает около часа. В.: Как его собирают? Н. Ач.: Ставятся жерди, нужно правильный выбрать радиус, собираются сначала жерди, а потом покрывают, вернее, натягивают брезент. Раньше использовали бересту, а зимой чум – из шкур оленей как раз-таки. В.: Кто такие шаманы? Н. Ач.: Шаманы – это старейшины, которые испокон веков жили, сохраняли традиции, обучались, перенимали. Шаманом может стать не каждый желающий, и сейчас старейшины своими знаниями и видениями уже среди молодых людей, они понимают в своих видениях, кто может в дальнейшем принять это и обучаться в дальнейшем. Также они используют бубны, то есть бубен не является музыкальным инструментом, он является ритуальным инструментом. Как раз бубен используют на медвежьих игрищах и на других обрядах и поклонениях. В.: Чем шаман может помочь? Н. Ач.: К шаману можно обратиться, например, по состоянию здоровья, чтобы он помолился, чтобы ты и твои родственники, ближние не болели. Чтобы шаман ушел, помолился, при тебе он этого делать не будет, уходит, поклоняется духам-покровителям. Также можно попросить шамана, чтобы помолился об удаче. Материалы подготовлены за счет средств гранта департамента общественных и внешних связей ХМАО-Югры