Путешествие в плацкартном вагоне по ряду российских направлений обходится дороже перелета. К такому выводу пришли специалисты Федеральной антимонопольной службы, сравнив стоимость авиа – и железнодорожных билетов на одну и ту же дату. Например, добраться из Москвы в Сургут самолетом на 150 рублей дешевле, чем нефирменным плацкартом, а выигрыш во времени составляет 43 часа. Авиапутешествие из столицы в Новосибирск оказалось на 100 рублей дешевле железнодорожного, временная экономия при этом – 44 часа. При этом по ряду направлений авиакомпании продолжают снижать расценки. Так, 16 ноября «Уральские авиалинии» объявили о том, что билеты на ряд рейсов теперь можно купить дешевле, чем стоит поездка в купейном вагоне поезда. Естественно, в такой ситуации пассажиры предпочитают перелеты поездке в некомфортных условиях – в плацкартных вагонах без биотуалетов, душа и кондиционеров. Однако Федеральная пассажирская компания не стремится взять на вооружение стратегию авиаперевозчиков: обновить парк, снизить цену перевозки и повысить качество предоставляемых услуг в целом. «Авиация снизила цены на 10% и увеличила пассажиропоток на 22%. ФПК же наоборот, увеличила тарифы на 3,9% и потеряла 8,5% клиентов в сегменте плацкарт и общие вагоны», – отмечал ранее замруководителя ФАС Александр Редько. По его словам, загрузка в плацкарте составляет 74%, в общих вагонах – менее 50%. «Провозные емкости не загружены большую часть года. В 2010 году ФПК перевозили в плацкарте 75 миллионов пассажиров, а в 2017 году на 14 миллионов меньше», – подчеркнул Редько. Только за минувший год одна из авиакомпаний «оттянула» на себя четыре миллиона путешественников. При этом на 2018 год ФПК запросила повышение тарифов на проезд в плацкартных и общих вагонах на 3,8% и приостановила продажу билетов. В ФАС аппетиты железнодорожников поумерили, одобрив «нулевую» индексацию, и возобновили продажу проездных документов. ФПК же рекомендовано установить кондиционеры и биотуалеты во всех вагонах поездов дальнего следования, ввести помаршрутный учет расходов, сократить траты и повысить качество услуг.