Сургутский
завод «Тром – 8», известный своими
вездеходами, последние несколько лет
активно покоряет рынок техники для
лесной промышленности. Запрос на их
машины увеличился в разы из-за курса на
импортозамещение. Для сравнения: всего
предприятие произвело 16 мульчеров, это
единица для вырубки деревьев, шесть из
них - за последний год. Дело в том, что
спрос высок, а российских аналогов с
такими же мощностями почти нет. Аналогичная
ситуация и с форвардерами. Это техника
для транспортировки сырья.
«Показали
они что, они показали, что направление
у нас правильное. В последней машине -
98 процентов российских комплектующих.
Это удивило все руководство страны,
потому что так… пока у нас так не бывает»,
– рассказал главный конструктор
вездеходов завода «ТРОМ – 8» Алексей
Гринкевич.
Завод
«Тром – 8» - передовой в области разработки
форвардеров
не только потому, что делает их почти
полностью из отечественных деталей.
Несколько лет назад на предприятии
разработали уникальную, единственную
в мире машину - вездеход с двумя
погрузочными площадками. Это более
узкоспециализированная техника, некий
форвардер-экспедитор.
«Это,
грубо говоря, для перевозки бревен.
Например, из делянки с кучи уже собранных
бревен другими форвардерами, собрать
и перевезти на дорогу, при этом не
испортив дорогу. Задачи этой машины,
они более узкие, чем у любого форвардера.
Поэтому делать эти машины, ставить их
в серию на каком-то заводе, потому что
у самих у нас помещения не сильно большие,
да и не хочется заниматься этими машинами
всерьез, потому что у нас тупиковый
город по логистике. Поэтому мы будем
передавать в Псков на новостроящийся
завод нашу разработку нового форвардера.
И форвардер будем делать уже не экспедитор,
которых надо не так много, а именно
настоящий, полноценный, однопогрузочный
форвардер»,
– отметил Алексей Гринкевич.
Такое
решение продиктовано тем, что для рынка
России в год требуется около тысячи
форвардеров,
обычных и экспедиторов. Таких мощностей
у сургутского завода нет.
Перед
передачей разработки коллегам предприятие
дорабатывает детали, например, конструируют
свой кран и захват для лесного манипулятора,
что транспортирует бревна. Прототипом
выступил импортный экземпляр, но к нему
добавили ряд изменений для повышения
грузоподъемности.
«Он
захватывает бревна, вот так и кладет на
машину, которая перевозит эти бревна –
форвардер называется. Вот эти клешни
такие. У нас в стране их выпускают, точно
также - кто-то сам разработал, кто-то
скопировал, но достаточно
мало их делается и хочется сделать для
своих машин сделать то, что нам надо. Мы
что сделали, мы его в размере, в длину
уменьшили, захват стал не 0,3 метр
квадратного, а 0,24 метра квадратного, то
есть он чуть поменьше, но в ширину мы
его оставили и толщины металла оставили.
Он получился поменьше размером, но
исключительно мощный»,
– объяснил конструктор.
На
форвардерах
уникальные разработки завода не
заканчиваются. Из свежих проектов –
грузовой транспортер с буровой установкой.
Его грузоподъемность - 5-6 тонн. Он может
пересечь почти любые преграды.
«Мы
сделали что-то типа колесного "Витязя",
но грузоподъемностью не 10, 20, 30 тонн, как
они большие, потому что гусеничные
вездеходы в этом вопросе не обойти, а
грузоподъемностью 5 – 6 тонн, но он на
колесах. Машина получилась совершенно
замечательная, она может ходить по
Арктике, у нее неограниченный район
плавания, она не боится трехбалльного
шторма, она герметично вся запакована.
Ее строили изначально как тяжелую,
мощную буровую установку,, потому что
наши машины, буровые установки, у них
не хватает веса продавить вечную
мерзлоту. Вращает она, поднимается она,
веса нету. Эту машину, она получилась
тяжелая, при этом колеса огромные.
Проходимость стала только лучше»,
– рассказал главный
конструктор вездеходов завода «ТРОМ –
8» Алексей Гринкевич.
Для
сравнения: 6 тонн, что может перевозить
машина - это три вертолета МИ-8. Сам
транспортер весит примерно 20 тонн.
Сохранить проходимость при таком весе
помогают колеса.
«Это
для тундры, для леса и всего-всего. Тут
уже все равно. При таких размерах. При
двухметровом размере и метр почти
шириной этому колесу все равно, куда
ехать»,
– отметил предприниматель.
Все
равно транспортеру не только куда ехать,
но и куда плыть. На воде машина может
развивать скорость до 5 километров в
час.
«Машина
из себя представляет тримаран по своей
сути, то есть это герметичная лодка и
боковые, плавающие, как бы, конструкции,
то есть колеса. Плавает машина хорошо,
прям замечательно, я бы сказал. Свои там
5 километров в час едет, а больше у нее
задачи-то, собственно и нету, хочется,
конечно, 7 километров в час или 8”,
-- поделился
конструктор.
Сейчас
машина находится на испытаниях на
производстве, на месторождении Русское,
за полярным кругом. Уже есть заявки от
предприятий. По предварительным оценкам,
таких транспортеров под рабочим названием
«Тром – 20» в год, чтобы удовлетворить
запрос рынка, нужно выпускать около
трехсот. Для сургутского завода это
слишком большой объем.
«Эта
машина будет, я думаю, к концу этого
года, может быть, в этом году запускаться
в серию в Иркутске. На заводе гусеничных
тягачей. Они к нам приезжали, переговоры
провели, машина жутко им понравилась»,
– объяснил главный
конструктор вездеходов завода «ТРОМ –
8» Алексей Гринкевич.
Передает
свои разработки Алексей Гринкевич не
только из-за невозможности выпускать
технику самостоятельно. Производство
более тысячи машин в год – слишком
большая нагрузка, которая не позволит
проектировать новые вездеходы. А это
сейчас более приоритетная задача не
только для завода «Тром – 8», но и для
страны.
«Мы
будем делать мульчеры, мульчеры и наши
небольшие машины «Тром – 8» и «Тром –
8» с бурилкой, потому что их кому-то
отдавать… мы их делаем уже 15 – 16 лет. А
мульчер – это вообще наша тема. Дело в
том, что завод не очень большой, а этих
мульчеров их надо не очень много. Это
эксклюзивный такой продукт, их надо ну
15 – 20 штук в год, я думаю, мы их осилим»,
– рассказал Алексей Гринкевич.
Помимо
производства этих машин, предприятие
намерено помогать заводам, что будут
производить их технику. Выступить в
качестве конструкторского бюро:
сопровождать в вопросах документации,
чертежей, консультировать, дорабатывать
и модернизировать машины под запрос
потребителей.