В ближайшие полгода Сургуту предстоит определиться с тем, что делать с тепловыми сетями. Вадим Шувалов по итогам многочисленных дебатов решил на 180 дней продлить срок общественных обсуждений по поводу возможной передачи в концессию всех объектов системы ГТС. «Мнение экспертов, мнение общественных организаций, мнение политических партий, которые участвуют тоже в этом процессе, депутатского корпуса всех уровней, и после этого принять взвешенное решение. Для этого нужно время и соответствующее обсуждение, после которого мы примем окончательное решение. И этот срок у нас дает возможность, по законодательству, 180 дней», – рассказал Вадим Шувалов. За это время предстоит выработать принципиальную позицию и ответить на главный вопрос – развиваем систему своими силами или нет? А в зависимости от этой позиции – отдаем ли в концессию? Инвестор, это холдинговая компания «Вектор», связанная с «Корпорацией «СТС». Последняя владеет «Сургутскими городскими электрическими сетями», которые помимо указанного профиля работают и с тепловой энергией. Основной сформированный посыл: без скорейшей модернизации хозяйства муниципалитета практически все перспективное строительство грозит застыть на месте уже чуть ли не в следующем году. «Сейчас, слава Богу, у Сургута появились новые шансы, новые возможности для развития. Это подтвердили Президент и губернатор. Это не пустые слова, это все видели из телевизора. Те проекты, которые раньше мечтали и многие ставили крест, типа того же кампуса, НТЦ и моста второго, они сейчас все-таки реализуются. И помимо этого вопрос по аварийному жилью и соцобъектам, которых только школы 11 штук в этом году начато строительство. И в следующем году 4 будет. Это гигантская инфраструктура социальная», – отметил замглавы Сургута Алексей Жердев. Камень преткновения – третий тепловывод с ГРЭС-2. Дело в том, что мощность станции позволяет отдавать гигакалории энергии, но горячую воду надо транспортировать. И трубопровод большого диаметра вместе с сопутствующим оборудованием, котельными и тепловыми пунктами оценивается примерно в пять миллиардов рублей. Однако без него освоение восточной части города – под очень большим вопросом. «Там просто сети не приспособлены для таких построек. В срочном порядке их перекладывать, где у нас «Сибпромстрой» строит эти дома, переключение с одного объекта на второй, регулировки и прочее. Но если в одном месте мы что-то сделаем, естественно, мы прижимаем тех, которые были подключены ранее. То есть проблема эта тоже», – объяснил директор «Городские тепловые сети» Василий Юркин. Восточная часть города – перспективная территория. Именно там, предполагается, выйдет второй мост через Обь. Транспортная артерия такого масштаба – это, можно сказать, с уверенностью, потянет за собой строительную отрасль. Спрос на коммунальные услуги нужно будет удовлетворить. Компания «Вектор» готова взять эту роль на себя. Условия просты - передача управления имуществом на четверть века. За это время инвестор вложит 27 миллиардов рублей в модернизацию, а возвращать затраты будет через тарифы. О передачи права собственности концессионеру речи не идет. «Вся собственность муниципалитета остается за муниципалитетом, я очень много вижу спекуляций на эту тему и еще раз хочу подчеркнуть. Никакого перехода права собственности при заключении концесионного соглашения не происходит, это раз. Все, что модернизируется. Все, что строится непосредственно после подписания акта ввода в эксплуатацию, передается в муниципалитет и регистрируется право собственности на муниципалитет. Концессионер получает только определенную законодательством прибыль в соответствии с тарифными решениями», – рассказал замдиректора корпорации «СТС» по перспективному развитию, представитель ХК «Вектор» Дмитрий Назин. Вопрос тарифа – основной. Уже понятно, что обойтись без повышения обязательного платежа не выйдет. Предлагаемый вариант инвестором - рост тарифа на тепло на 10 процентов уже в следующем году. Затем индексация будет прежней – четыре процента, а с 2025-го, предполагается, что ниже этого уровня. «Увеличение, естественно, тарифа на 9,98 для жителей города в 21 году – это минус, я отметила, потому что по факту для нас 4% увеличение уже считается таким некомфортным. Каждое увеличение, каждый год немножко переживается каждым жителем», – отметила депутат думы Сургута Ольга Леснова. По очень грубым подсчетам, в 2021-м году, если концессию примут на текущих условиях, повышение тарифа для владельца среднестатистической двушки обернется ростом платежа на 400 рублей. Из них больше половины – как раз на окупаемость первого этапа модернизации сургутской системы. Математика такая: все сургутские собственники недвижимости скинутся, к этому добавят крупную сумму с девятью нулями из амортизационных отчислений действующего муниципального оборудования. Плюс кредит и сотни миллионов собственных средств концессионера. Сегодня у предприятия «ГТС», которое пока занимается поставкой тепла в наши дома, возможности вкладывать в такие инфраструктурные проекты нет. «На сегодняшний день нам, к сожалению, приходится латать существующие дыры и проводить текущие ремонты в режиме эксплуатации. Развитие города, мы понимаем, что оно должно продолжаться, необходимо строить, но для этого необходимы финансы. Финансы довольно-таки серьезные», – объяснил Василий Юркин. Между тем, Сургут уже был в похожей ситуации два десятилетия назад. В 2002 году город взял кредит Европейского банка реконструкции и развития на общую сумму один миллиард 350 миллионов рублей сроком на 10 лет. С учетом нынешних цен и инфляции сегодня эта сумма равнялась бы шести миллиардам. Как раз то, что надо. Займ муниципалитет успешно вернул. «Это может быть и кредит, это может быть и прямые вложения бюджета, это могут быть и деньги, привлеченные под короткий займ, вы помните, сколько было дебатов вокруг кредита ЕБРР. И насколько эффективно мы их вложили и вернули безболезненно для бюджета. И одновременно удалось в кратчайшие сроки провести огромные работы по реконструкции и обновлению городского хозяйства», – рассказал депутат госдумы РФ, глава Сургута с 1990 по 2010 года Александр Сидоров. Александр Сидоров – опытный управленец. Ныне - депутат государственной думы, он двадцать лет руководил городом. Экс-глава напоминает, что любой концессионер – это предприниматель. И потому все должны понимать, что, вкладывая средства, инвестор намерен либо в самом ближайшем, либо в обозримом будущем их вернуть. И вопрос только в том, насколько прибылен этот проект. Еще один депутат федерального парламента от Югры – Евгений Марков – настроен более решительно. Народного избранника беспокоит вопрос большой задолженности потребителей перед ГТС и эффективности работы менеджмента по возврату недоимки. Ее величина колеблется от 800 миллионов до миллиарда рублей. «В концессию отдают компании, которые находятся на протяжении длительного времени в убытках. Здесь я Шувалову четко сказал, мы это сделаем, мы будем добиваться полноценного расследования либо счетной палатой, либо, возможно даже, правоохранительными органами о том, что сегодняшние менеджеры компании осознанно проводили политику, чтобы загонять компанию вот в эти убытки, создавая нужную картинку для подвижек местных властей к этой концессии», – отметил депутат госдумы РФ Евгений Марков. Вопрос заключения концессионного соглашения отложили на полгода, это значит, что ответы на вопросы не появятся раньше конца февраля 2021-го. Даже если проект поддержат, с учетом необходимых конкурсных и иных процедур подписать документ не удастся раньше середины следующего года. Впрочем, у концессии есть и свои плюсы. Более эффективное управление, новые сети, ноль процентов затрат из бюджета, новые рабочие места, запас мощности и сокращение сроков отключения горячей воды летом. Но пока все это – обещания, записанные на бумаге.