Свадьба во все времена была особенным мероприятием в жизни каждой пары. Традиции широко и пышно праздновать перекочевали в настоящее время, но теперь еще и дополнились современными технологиями. Сейчас ни одно свадебное торжество, пусть даже скромное, не обходится без фотографий и видео, которые хранятся и пересматриваются в семье как память. Свадебная съемка стала бизнесом для большинства фотографов. Мы стали забывать, как выглядят эмоции на фото, а арсенал поз и мест свелся к минимуму. Отсюда совсем недавно появилась тенденция делать свадебные фотографии необычными и живыми, улавливать настроение и находить особенные места и ракурсы. Креативные фотографы стали пользоваться большим спросом у молодоженов, тем самым воскрешая свадебную фотографию и стирая все поставленные границы. В Ханты-Мансийске такое явление не стало исключением, уже много лет в окружной столице воплощает фантазию в реальность свадебный фотограф Николай Бочкарев. [image, 1] – Николай, Вы занимаетесь фото- и видеосъемкой уже без малого семь лет. Как Вы пришли в профессию? – Становление фотографом, несомненно, вечный процесс. Все началось с пленки и проявки дома в ванной под присмотром папы и деда, а затем в СЮТ, при личном участии Бориса Сергеевича Пьянкина, подарившего много чудес при свете лампы. Как сейчас помню, меня окружали бачки и растворы. Затем пауза – и как-то брат сказал мне: «А сними свадьбу». И я пошел.... Мощный толчок и азы репортажной фотографии на протяжении 10 лет давал мне Артем Здоров и компания «Гранд фото», с ними у меня была работа в команде и большие проекты с мощной наработкой людей и часов. Из курсов и мастер-классов мне больше всего запомнился и оказался полезным Петр Карасев в Омске, он рассказал о чуде для меня, о фиксах и энергетике фотографии. Далее работал сам, с коллегами отрабатывали только отдельные моменты. Сейчас, с большим опытом за плечами, я смотрю кино, читаю, учусь видеть и забывать, чтобы понять все заново. – Что на сегодняшний день представляет собой свадебная фотография? Какие традиции в кругах профессионалов соблюдаются при съемке такого рода? – Тенденции в Ханты-Мансийске сейчас не актуальны. Каждый второй мнит себя фотографом и свадебным тем паче. Посему спустя несколько лет я решил пойти по пути сопротивления и самому выбирать молодоженов. Это требует времени и душевных затрат. Я не слежу за модой, исхожу из запросов молодых и привношу долю своего хаоса и эксцентрики. По большому счету свадебная фотография является постановочной и репортажной. В моем городе никто не снимает репортажи, кроме Вадима Лавренко. Конечно, без постановки не обойтись, но я стремлюсь к европейскому видению, к полету мгновений, самозабвенным поцелуям, легкости в снимке и элегии. [image, 2] – Ваше портфолио наполнено снимками множества красивых молодых пар. Почему в своей деятельности Вы отдаете предпочтение именно свадебной фотографии? – У меня много опыта в художественной и репортажной фотографии. Я много чего снимал за всю свою профессиональную деятельность: от художественной гимнастики и до такого печального мероприятия, как похороны. Свадебная фотография привлекает меня своей одновременно и непредсказуемостью, и постановочностью. На съемках свадеб я чувствую себя режиссером, ведь я корректирую и указываю на недочеты, советую молодоженам, как вышло бы намного лучше. В такого рода фотографии и съемке есть два пути: отпустить вожжи и ловить нужные тебе моменты и, напротив, командовать процессом и расставлять приоритеты между гостями и молодоженами. Отдаю предпочтение также по причине проникновенности. Все потому, что я плачу во время танца молодых и танца папы с дочерью. Люблю этот день соединения сердец. Работа весь день психологом, тамадой до ресторана и фотографом – что еще, помимо военных снимков, может так захватывать? – Просматривая ваши работы, я обратила внимание на то, насколько по-разному Вы стараетесь запечатлеть каждую семейную пару. Откуда Вы черпаете вдохновение на создание необычных декораций и ракурсов? – Зачастую я черпаю вдохновение из старых фильмов. Также оно приходит при встрече с молодыми, я понимаю, что они могут, а чаще – это они меня удивляют, и чистый экспромт порой помогает делать фантастические вещи. Перед каждой свадьбой я стараюсь, чтобы мой день был легким и не нагружаю себя общением с другими людьми. Хорошо, если удается посмотреть «вкусное» кино перед съемками, оно избавляет меня от бытовых мыслей. Само собой, когда я готовлюсь, то обязательно перечитываю все, что мы обсуждали с женихом и невестой на встрече, включаю фантазию, продумываю планы съемок. Под каждую пару я ищу новые виды в лесах, даже иногда протаптываю дорожки – словом, делаю все, чтобы их снимки получились по максимуму уникальными и соответствовали их ожиданиям и чувствам. – Вы с объективом успели побывать в различных странах и городах. Какой опыт Вам дали международные съемки? – Международные съемки в первую очередь дают психологические моменты восприятия окружающего мира. Глаз заново учится понимать. Опыт приобретается в зависимости от сложности съемок. Например, есть художественная гимнастика, которую достаточно тяжело снимать из-за ее динамичности. К тому же на площадках бывает далеко не самый нужный фотографу свет, таким образом, приходится на месте ориентироваться и понимать, какие настройки нужно выставить для того, чтобы сделать работу качественно и не разочаровать заказчика. В таких условиях активизируется недюжинная коммуникабельность, ведь хочется обязательно оправдать свое приглашение на съемки в другой стране и показать свое мастерство. Этот опыт возможно применить и в родном Ханты-Мансийске, но город у нас небольшой и порой использовать международные знания в фотографии не получается. Быть может, из-за городских авторитетов в учреждениях, а быть может, из-за определенных табу у населения. [image, 3] – Имея уже обширный опыт работы фотографа за плечами, можете ли Вы назвать одну или несколько самых ярких и запоминающихся фотосессий? – Пожалуй, из последнего это работа с Кулонбаевым. Снимали ребят за два часа, делали буквально чистые репортажи на пятачке храма, тогда я бегал вокруг, понимая, что повтора не будет. И сделал лучшие фото в жизни, минимум постановки! К сожалению, фото не могу выкладывать в общий доступ из-за статуса молодоженов. Из любимых свадеб: снял в прошлом году свадьбу знакомой девочке и книгу сделал, а она при получении книги ехала в такси и плакала. Она была рада, что все получилось, и для меня это лучшая награда. Я очень переживал. Еще запомнилась и другая съемка: в 2014 году, тогда я утопил камеру в фонтане парка Лосева, но было круто, обезбашенные ребята прыгали, танцевали и носились как угорелые! – Какие задумки как фотограф Вы бы хотели воплотить в будущем? – Есть желание снять целиком свадьбу на тилт-шифт, а еще полететь с молодыми на парашюте. Также хочу снять свадьбу с платьем невесты за 2000 долларов. Такой фотограф, как Николай, – просто кладезь для современных женихов и невест. Ведь благодаря такой фантазии и запасу идей он еще очень долго будет радовать молодые пары своими креативными работами. За занятием свадебной фотографией у Николая появилось множество положительных отзывов от молодоженов, получивших свою порцию прекрасных снимков. Среди этих мнений есть достаточно яркие и искренние слова. «С Николаем мы познакомились в 2012 году, когда искали фотографа на свадьбу. Найти хорошего фотографа сложно. Особенно с учетом того, что я отношусь к людям, которые при словах «давай я тебя сфотографирую» надевают жуткую улыбку и встают в позу «столбика». При первой встрече в Николае покорила его открытость, позитив, дружелюбие и простота общения. Во время фотосессии мы с мужем просто были собой. Мы кружились, прыгали, танцевали, целовались. А Николай был рядом с фотоаппаратом, ловил наши эмоции, настроение и постоянно повторял, что мы замечательные модели. На мой взгляд, во время фотосессии главное, чтобы между парой и фотографом не было барьера, чтобы пара не стеснялась фотографа и могла открыться. Только тогда фотограф сможет поймать и сохранить на фото воспоминание, а не просто картинку. У нас это получилось. Николаю спасибо! И кстати, с Николаем мы с тех пор продолжаем общаться и работать. Например, этой зимой он стал одним из фотографов благотворительного проекта общественного движения «Ковчег» «Добрый календарь», где снимал бездомных животных. И, как выяснилось, он прекрасно работает не только с людьми, но и с животными. Думаю, это и есть профессионализм», – Полина Вдовина. [image, 4] «Выбор фотографа на свою свадьбу, по моему мнению – самое ответственное решение во всей подготовительной «канители». Можно ошибиться с платьем, макияжем, рестораном, но только не с человеком, который запечатлит одно из самых важных событий в вашей жизни. Я ни на секунду не сомневалась в нашем выборе! Такого профессионала, как Николай, нужно еще поискать! В этот важный день он был с нами от самого начала до самого конца, ни на минуту не опустив объектива камеры! Такой самоотдачи своей работе, честно, я не встречала! Организаторские способности тоже были на высоте, мы всегда были вовлечены в процесс и воспринимали все на такой позитивной и дружелюбной волне, что волнение как-то само собой исчезло. Мы все были единым целым в этот день. И это, безусловно, заслуга этого прекрасного человека! Когда мы получили готовую работу, я плакала. А я даже на собственной свадьбе не всплакнула ни разу. Нет слов, чтобы оценить эту работу. Потому что она бесценна, бесценна для нас, бесценна для фотографа, он прожил это все с нами и проживает так каждую историю, даря частичку себя каждому в своих работах! Спасибо тебе за эту сказку, Коля!» – Татьяна Иванова.