Продолжать эксперименты с регулированием светофоров на городских перекрестках специалистов толкает несколько аспектов. Из-за пандемии закрыты традиционные летние заграничные направления, понятны опасения людей, отказывающихся от вылетов к российским курортам. Отпуск-2020 многие проводят в Сургуте. Оттого и нагрузка на дорожно-транспортную сеть не снизилась, а, скорее, наоборот. Кроме того, постепенно меняется режим работы светофоров во всем Западном районе города. Это просьба жителей. «Это определенная работа, не то, что приехал, включил кнопочку, и сигнал изменился, мы должны понять последствия этой регулировки. Это делаются изыскания. Мы будем в целом по городу принимать очередной этап решений по регулировке светофоров, потому что жизнь во всем городе, она не может в одном районе отдельно взятом быть», – отметил и. о. главы Сургута Алексей Жердев. «Самый загруженный перекресток – это Аэрофлотская в выходные и праздничные дни, около Ленты на Киртбая, также есть на Ленина проблемы около СНГ, есть пересечение Ленина – Профсоюзов», – добавил директор МКУ «Управление информационных технологий и связи города Сургута» Павел Зыков. Один из ключевых перекрестков – пересечение улиц Аэрофлотской, Индустриальной и Крылова. Летом традиционно здесь наибольшие затруднения. В пятницу вечером горожане массово отправляются на дачи, спустя двое суток – возвращаются в Сургут. «Мы понимаем, что основная масса горожан в пятницу вечером выезжает на дачи, поэтому работает в пятничном режиме, режим светофоров совершенно другой, нежели в воскресенье. Кроме того, режим работы в течение недели примерно одинаковый. В выходные – режим другой. Используем различные режимы в праздничные дни, начало дачного сезона и так далее. Все это дело выстраивается, стараемся уменьшить количество пробок на дорогах», – объяснил директор СГМУЭП «Горсвет» Станислав Кузнецов. Чтобы подобрать наиболее эффективные режимы работы светофоров, в небо поднимают квадрокоптер. С высоты птичьего полета хорошо видно, куда направляется основной траффик – сколько процентов из потока сворачивают с Аэрофлотской на Крылова, Индустриальную, Киртбая, Профсоюзов, сколько едет по проспекту Ленина. Так и высчитывают, на сколько секунд в том или ином направлении можно включить зеленый свет. «Практику полетов мы начали еще с прошлого года с осени, когда была проблема на перекрестке около Ленты на Киртбая. С высоты птичьего полета посмотреть ситуацию, дорожную ситуацию, оценить ее, посмотреть количество транспорта, которое проходит за цикл светофорный, сделать выводы, как надо сбалансировать движение, отрегулировать, какие потоки, режимы увеличить, какие необходимо сократить», – рассказал директор управления информационных технологий Павел Зыков. В пятницу и воскресенье зеленый свет на выезд и въезд в город горит целую минуту. В зависимости от внимательности водителей, за одну секцию в прямом направлении проезжают от 45 до 65 машин. Уже на следующем пересечении треть потока сворачивает налево, около десятка ждут правового поворота, остальные едут на Ленина. Специалисты говорят, что настройка светофоров носит комплексный. Можно сделать так – в город одновременно въедет большое количество машин, но все они без должного подхода будут стоять на следующих светофорах, создавая заторы в центре Сургута. Поэтому будущее – за интеллектуальной системой. «Если удастся в этом году установить детекторы транспорта, если все получится, что задумали мы, тогда есть вероятность, что мы поднастроим еще лучше и более активно будем мониторить каждый перекресток. Вполне возможно, на каких-то крайних светофорах будет выставляться адаптивное регулирование светофорное, то есть такие технологии есть, мы о них знаем, этим вопросом занимаемся», – добавил Станислав Кузнецов. Адаптивное регулирование предполагает связь компьютера, светофора и камеры. Система сканирует дорожную ситуацию каждые три секунды. Данные о потоке анализируются детектором транспорта. Информация обрабатывается, компьютер составляет прогноз развития ситуации и формирует план для управления светофорными объектами. К примеру, если система фиксирует загруженность на одном из направлений движения, то ему автоматически дольше горит зеленый свет. Первые такие датчики могут появиться в Сургуте уже в декабре.