«Мы просим любой вид транспорта, мы уже готовы на любой вид транспорта, который будет проходить через поселок Кедровый, чтобы мы могли отправлять детей, конечно, просим расписание, чтобы могли забирать детей после занятий», – говорят сургутяне, проживающие за городом. Дачники Сургута получили шанс на круглогодичные автобусы в свои кооперативы. Пока это дело перспективы, но инициатива витает давно. С учетом растущей численности загородного населения первым пришлось решать вопрос с подвозом детей из СОТов и ДНТ к школам. Дополнительные средства утверждены. Запущены пять новых маршрутов, ими пользуются 417 учеников. Общая численность ребят, которых возят к образовательным учреждениям, приближается к полутора тысячам. Остались пять маршрутов, по которым нельзя пустить школьные автобусы. Без охвата спецтранспортом остаются около трех десятков кооперативов. «Небезопасные повороты налево, условия в районе ГРЭС-1, ГРЭС-2 туманности в зимний период, и у нас есть два направления в сторону кооперативов «Тюльпан» и «Ветеран-2», там нет дороги. Там проезжая часть, которая не соответствует никаким стандартам и нормам», – рассказала заместитель директора департамента образования администрации Сургута Анна Хотмирова. В районе двух станций ГРЭС дополнительным препятствием становятся частые туманы зимой. Отсутствие качественного асфальтового покрытия, разметки, разворотных площадок, пешеходных переходов, освещения, остановок, нестандартная ширина проезжей части, нерегулярная чистка улиц от снега – все это является преградой для организации движения школьного автобуса. «У нас там пять кооперативов в окружности, то есть в шаговой доступности. Если автобус будет заезжать в «Ветеран», у нас и разворотные площадки есть. Единственное, что дорогу надо привести в соответствующее состояние. В свое время при поддержке «Газпрома», «СНГ» и администрации асфальт был уложен, но он приходит в состояние негодное, есть такие нюансы», – объяснил председатель ТСН «Ветеран» Александр Нагорнов. «Заезжать в «Ветеран», к сожалению, мы не будем на школьных автобусах, там дорога не соответствует нормативам. Автобус будет подъезжать к кооперативу «Рябинка», где у вас возле дороги разворотная площадка с освещением. Туда будет подъезжать автобус, забирать детей, проезжать до «Автомобилиста», там возле «Железнодорожника» разворачиваться и обратно ехать в школу», – прокомментировала Анна Хотмирова. Депутат Дмитрий Пахотин предложил сравнить финансовые модели двух вариантов перевозок – школьного подвоза и организации круглогодичного сообщения с кооперативами при отказе от спецтранспорта. Получились примерно идентичный цифры – от 80 до 90 миллионов рублей. «Подвоз регулярным транспортом закроет вопрос с подвозом из всех кооперативов, то есть он не оставит тех пробелов, которые на данный момент будут существовать. Он закроет вопрос подвоза в принципе граждан из этих кооперативов в зимний период. И это просто дешевле. Мы видим представленные экономические модели», – выступил Дмитрий Пахотин. В департаменте городского хозяйства уже сейчас корректируют расписание дачных автобусов с тем, чтобы они забирали детей из кооперативов, а по окончании уроков отвозили их обратно. «В период, когда начинается учебный год, регулируем маршруты, на более раннее время их ставим, чтобы успевать забирать детей из кооперативов, подвозить их в школы. По сути автобусы и ходят четыре раза. Утром увозит, в обед забирает, потом вторую смену везет, вечером забирает. Все остальное – время простоя техники. И подгоняем под расписание школ», – добавил заместитель директора департамента городского хозяйства администрации Сургута Константин Карпеткин. «Мое лично мнение, что при прочих вводных более целесообразно для городского бюджета и в принципе для жителей города, решение вопроса через субсидируемые автомобильные перевозки», – резюмировал Дмитрий Пахотин. Инициативу депутатов и дачников теперь нужно переложить на существующие возможности города. Сделать это непросто, поскольку грядущий бюджет Сургута на 2021-й обещает быть одним из самых непростых за последние годы. Выпадающие доходы из-за пандемии еще только предстоит подсчитать. «В этом году мы поставили точку, как в этом году и 21 будет работать этот проект. Что будет дальше, я думаю, нам еще не раз придется вернуться к обсуждению и, вполне вероятно, менять механизм доступности для детей этого вида услуг», – акцентировал председатель комитета думы Сургута по социальной политике Максим Слепов. Депутаты социального комитета поддержали идею обсудить этот вопрос на таком же совещании, но уже по бюджетной политике. Оно состоится на следующей неделе.